Меню

Срок обращения за пособием по беременности и родам составляет

Пособие по беременности и родам (или, как его часто называют, «декретные») является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Разберемся, кому и в каком размере положена декретная выплата, какова продолжительность и особенности ее получения.

Важно понимать, что на декретные могут рассчитывать только женщины (в отличие от пособия по уходу за ребенком). Все категории получателей пособия по беременности и родам в 2019 году перечислены в Федеральном законе от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». К ним относятся женщины:

безработные (уволенные в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными)

обучающиеся по очной форме обучения

проходящие военную службу по контракту

усыновившие ребенка и относящиеся к вышеперечисленным категориям

Если женщина одновременно получает право на пособие по уходу за ребенком и пособие по беременности и родам, она может выбрать лишь одно из этих пособий

Обратите внимание: пособие по беременности и родам в 2019 году выплачивается только за период одноименного отпуска. Это значит, что если женщина не воспользуется правом на указанный отпуск и продолжит работать (и, соответственно, получать заработную плату), то пособие ей не положено. Работодатель в данной ситуации не вправе предоставить женщине сразу два вида выплат: и зарплату, и пособие. Следовательно, за дни работы будет выплачена заработная плата. Как только женщина решит воспользоваться правом на отпуск по беременности и родам и он будет оформлен, выплата зарплаты прекратится и работодатель начислит пособие.

Пособие по беременности и родам выплачивается по месту работы, службы или иной деятельности. Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, пособие выплачивается органами соцзащиты по месту жительства (месту фактического пребывания или фактического проживания).

Обратите внимание: если сотрудница является совместителем и в течение двух предшествующих лет трудилась у одних и тех же работодателей, то пособие по беременности и родам в 2019 году ей платят оба работодателя.

Пособие по беременности и родам выплачивается за счет средств ФСС .

Перечень необходимых документов приведен в Федеральном законе от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Вам понадобятся:

заявление о назначении пособия (составляется в свободной форме)

справка о сумме заработка для расчета пособия

Документы для получения пособия по беременности и родам в 2019 году можно направить в электронной форме, а также почтой — в последнем случае предоставляются не оригиналы, а заверенные копии

При обращении за декретными выплатами важно не пропустить срок подачи документов — шесть месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

После того, как женщина предоставит пакет необходимых документов, страхователь в течение десяти календарных дней назначает ей пособие. Если пособие по беременности и родам платит работодатель, то оно выдается вместе с ближайшей зарплатой. Если же пособием обеспечивают органы соцзащиты, то выплата осуществляется почтой либо через банк не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема документов. Соблюсти сроки назначения и выплаты пособия по беременности и родам поможет производственный календарь.

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска.

Размер декретных выплат зависит от статуса получательницы:

Работающие женщины получают пособие в размере 100% среднего заработка

Уволенные в связи с ликвидацией организации – в размере 300 рублей

Студентки – в размере стипендии

Военнослужащие-контрактницы – в размере денежного довольствия

Если стаж застрахованной женщины составляет менее шести месяцев, она может рассчитывать на пособие в размере не выше МРОТ (с 1 января 2019 года – 11 280 рублей)

С 2013 года женщинам не предоставляется право выбора порядка расчета пособия

Пособие по беременности и родам рассчитывается исходя из среднего заработка и не зависит от стажа сотрудницы (в отличие от пособия по временной нетрудоспособности). Для удобства расчет пособия можно представить в виде следующей схемы:

доходы за 2 календарных года
(предшествующих году наступления декрета)
делим на
количество дней в этом периоде
умножаем на
количество дней декрета

Во-первых, средний заработок за каждый из двух календарных лет не должен превышать определенного максимума. Этот максимум законодательно установлен – предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС за соответствующий год. В 2017 году эта сумма составляла 755 000 рублей, в 2018 году – 815 000 рублей. То есть при расчетах по каждому году нужно использовать ту сумму, которая меньше.

Во-вторых, величина среднего дневного заработка (то есть частного от деления доходов за два года на количество дней) теперь законодательно ограничена . Допустимый максимум определяется так: берём предельные базы для начисления взносов в ФСС за два предшествующих декрету года, складываем и полученную сумму делим на 730.

В-третьих, из общего количества календарных дней в двухлетнем периоде следует исключить:

Периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком

Период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на сохраняемую заработную плату за этот период НЕ начислялись страховые взносы

В-четвертых, если в течение двух предшествующих декрету лет сотрудница брала отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком, то эти периоды, как видим, будут исключены из подсчетов. Однако женщине в этом случае предоставлено право заменить такие периоды (один год или оба) предшествующим годом (двумя годами), дабы это привело к увеличению размера декретных выплат.

источник

За счет средств ФСС выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком; социальное пособие на погребение. О том, что существует срок обращения за пособием, знают немногие. Обычно граждане, не прилагая особых усилий, успевают обратиться за пособием вовремя, и кажется, что отведенный на обращение срок бесконечен. Но это не так.

Срок обращения за пособием составляет шесть месяцев. Это установлено ст. 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ). Аналогичные нормы содержатся в п. 80 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н.

Срок исчисляется следующим образом:

— для пособия по временной нетрудоспособности — со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), с даты окончания нетрудоспособности, а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания;

— для пособия по беременности и родам — со дня окончания отпуска по беременности и родам;

— для ежемесячного пособия по уходу за ребенком — со дня достижения ребенком возраста полутора лет;

— для единовременного пособия при рождении ребенка — с даты рождения ребенка (ст. 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях, гражданам, имеющим детей»);

— для социального пособия на погребение — с даты смерти (ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

Для получения единовременного пособия при рождении ребенка принести работодателю справку о рождении ребенка недостаточно — это не будет означать, что работник обратился за пособием: он обязан представить все необходимые для назначения пособия документы. Кроме того, работник должен своевременно обратиться именно за этим пособием. Так, Свердловский областной суд отказал в восстановлении пропущенного срока обращения за единовременным пособием при рождении ребенка, поскольку истица своевременно обратилась не за этой выплатой, а за ежемесячным пособием по уходу за ребенком. Уважительные причины пропуска срока за единовременным пособием при рождении ребенка выявлены не были (Определение от 01.12.2011 по делу N 33-17206/2011).

В настоящее время в реализации пилотного проекта по выплате пособий непосредственно через территориальные органы ФСС участвуют Карачаево-Черкесская Республика, Нижегородская, Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край.

В силу п. 3 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2013 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (далее — Положение), страхователь не позднее пяти календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов подает в территориальный орган фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утвержденной фондом (Приказ ФСС РФ от 17.09.2012 N 335 ). В заявлении работник просит назначить пособие и сообщает, отправить его почтовым переводом или перечислить на счет в банке. Именно дата, указанная на заявлении, считается датой обращения за пособием застрахованного лица. Часто работодатели просят работников не проставлять дату в заявлении. Но согласившийся на это рискует пропустить срок обращения за пособием, поскольку сами работодатели нередко нарушают срок представления документов в территориальный орган ФСС.

В соответствии с п. 14 Положения в случае, если застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) пропущены сроки обращения за пособиями и отсутствуют документы, подтверждающие уважительность причины пропуска этих сроков, то заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестр сведений страхователь в территориальный орган ФСС не направляет. При поступлении в ФСС заявления и документов либо реестра сведений с нарушением установленных требований территориальный орган в течение 10 календарных дней со дня их поступления выносит мотивированное решение об отказе в рассмотрении документов (сведений). Если работодатель обращается в территориальный орган ФСС по истечении шестимесячного срока, например, через год после рождения у работника ребенка (документы могли у работодателя попросту затеряться), то срок не считается пропущенным, поскольку он исчисляется с даты обращения гражданина за пособием.

Может возникнуть такая ситуация: работница не принесла справку о рождении ребенка, а заявление с просьбой о выплате пособия написала. Достаточно ли этого? Нет. В данном случае представлены не все необходимые для назначения пособия документы, что препятствует обращению страхователя в территориальный орган ФСС.

Поэтому работникам в регионах, участвующих в реализации пилотного проекта, следует своевременно представлять все необходимые документы и обязательно указывать дату в заявлении на выплату пособий.

Причины пропуска срока обращения за пособием бывают разными, но в большинстве случаев они не являются уважительными. Наиболее распространенные причины пропуска срока — незнание, что такой срок вообще существует; незнание, что срок следует отсчитывать от даты рождения ребенка, а не от даты регистрации в органах ЗАГС (часто разрыв между этими датами исчисляется месяцами); отъезд в другую местность сразу же после рождения ребенка.

Восстановить срок обращения можно двумя способами — обратиться в территориальный орган ФСС или в суд.

Если имеются уважительные причины пропуска срока обращения, перечисленные в соответствующем перечне, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 74 (далее — Перечень), то имеет смысл обратиться в территориальный орган ФСС за восстановлением указанного срока. Согласно Перечню к уважительным причинам пропуска срока обращения за пособием относятся:

1. Непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.).

2. Длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев.

3. Переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания.

4. Вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы.

5. Повреждение здоровья или смерть близкого родственника.

К заявлению о восстановлении пропущенного срока должны быть приложены документы, подтверждающие уважительность причин пропуска срока. Например, повреждение здоровья близкого родственника можно подтвердить выпиской из истории болезни, выданной медицинским учреждением, а смерть близкого родственника — свидетельством о смерти.

Например, Нижегородским региональным отделением ФСС был восстановлен срок обращения за пособием по временной нетрудоспособности гражданину, который переехал в другой населенный пункт. Часто возникают случаи пропуска срока обращения при вынужденном прогуле при незаконном увольнении или отстранении от работы, поскольку, как правило, работники находятся с работодателем в конфликтных отношениях и листок нетрудоспособности для оплаты не предъявляют до восстановления на работе.

Если территориальный орган ФСС сочтет обстоятельства пропуска срока неуважительными и примет решение об отказе в назначении государственного пособия, то обжаловать данное решение можно в судебном порядке.

Если гражданин пропустил срок обращения за пособием по объективным причинам, суд этот срок восстановит. Так, Астраханский областной суд (Кассационное определение от 16.02.2011 по делу N 33-497/2011) восстановил срок обращения за единовременным пособием при рождении ребенка, поскольку причиной пропуска было установление факта рождения в судебном порядке. В другом случае женщина для реализации своего права занималась сбором документов, принимала меры для оформления гражданства РФ, некоторое время находилась в больнице ввиду болезни сына, осуществляла за ним уход, обращалась за пособием в устной форме, что судьи расценили как уважительные причины пропуска срока обращения за единовременным пособием при рождении ребенка (Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.06.2012 по делу N 33-6227).

Примечание. Если территориальный орган ФСС отказал в восстановлении срока обращения за пособием либо срок пропущен по причине, не названной в Перечне, то следует обращаться в суд.

Если необходимые документы не представлены в срок по не зависящим от получателя пособия причинам, то суд признает причины пропуска срока обращения уважительными. Так, Фрунзенскому районному суду г. Санкт-Петербурга истица представила доказательства того, что она пыталась своевременно в соответствии с действующим законодательством обратиться к ответчику с заявлением о предоставлении ей отпуска и назначении пособия по беременности и родам, однако по не зависящим от нее причинам данные документы не были приняты ответчиком. Также истица повторно направила ответчику заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам и заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. В итоге суд решил, что причины пропуска шестимесячного срока для обращения за пособием являются уважительными.

Обращение в суд за восстановлением пропущенного срока часто эффективно: суды признают уважительными самые разнообразные причины пропуска срока. Так, Определением Пермского краевого суда от 17.09.2012 по делу N 33-8253 был восстановлен срок обращения за единовременным пособием при рождении ребенка, поскольку истец является инвалидом II группы и проживает с больной матерью в отдаленной сельской местности.

В последнее время в суд время от времени обращаются мамы, «потерявшие» своих работодателей (например, организация ликвидировалась). За время поисков сроки обращения за пособиями проходят. Так, по одному делу Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области учел, что истица приняла меры к получению пособия (обращалась к работодателю, в территориальный орган ФСС, в прокуратуру, в суд), и восстановил пропущенный срок обращения за ежемесячным пособием по уходу за ребенком (решение от 03.09.2012).

Но бывают случаи, когда суд отказывает в восстановлении пропущенного срока обращения за пособием. Так, апелляционным Определением ВС Республики Хакасии от 24.04.2012 по делу N 33-768/2012 было отказано в восстановлении срока, поскольку истец не представил суду доказательств своевременного обращения к ответчику за назначением единовременного пособия и не ссылался на наличие уважительных причин пропуска этого срока. Отсутствие положения, исключающего возможность признания причин пропуска срока уважительными, не дает оснований полагать, что шестимесячный срок обращения с заявлением о назначении пособия установлен формально и при любых обстоятельствах причины его пропуска будут признаны уважительными.

Чаще всего пропускают срок для получения единовременного пособия при рождении ребенка. (Восстановление пропущенного срока для обращения граждан за назначением ежемесячного пособия при рождении ребенка вовсе не предусмотрено, в том числе при наличии уважительных причин.) В то же время для иных пособий действующими нормативно-правовыми актами предусмотрена возможность их назначения при пропуске шестимесячного срока обращения за пособием. На практике срок обращения за единовременным пособием при рождении ребенка судьи восстанавливают, руководствуясь выводами, изложенными в Решении ВС РФ от 05.03.2012 N АКПИ12-33. В нем указано: федеральные законы непосредственно не регулируют отношения, связанные с восстановлением пропущенного шестимесячного срока обращения за единовременным пособием при рождении ребенка, в том числе и для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. Оспариваемое нормативное положение, предоставляя территориальному органу Фонда социального страхования Российской Федерации право самостоятельного решения вопроса о восстановлении срока обращения за отдельными видами пособий, по своему содержанию также не препятствует восстановлению этих сроков в судебном порядке при наличии уважительных причин их пропуска. С учетом этого доводы об отсутствии возможности восстановления пропущенного срока, о несоразмерном ограничении условий доступа к мерам социальной поддержки и нарушении конституционных прав нельзя признать обоснованными. Более того, материалами дела подтверждается, что право на судебную защиту заявителем осуществлено. Проверка же законности и обоснованности принятых судебных актов, в том числе правильности применения норм материального права, производится в специальной процедуре путем их обжалования в кассационном и надзорном порядке (раздел IV Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)».

В заключение хотелось бы пожелать застрахованным гражданам не допускать пропуска срока обращения за пособиями, а если он все-таки пропущен, своевременно предпринять необходимые и достаточные меры для его восстановления.

источник

Порядок расчета пособия по беременности и родам в 2019 году останется неизменным, таким же, как и в прошлом году – исходя из среднего заработка за 2 календарных года, но с учетом новых лимитов (предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС). Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам положено только:

  • работающим женщинам;
  • женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций;
  • обучающимся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе;
  • проходящим военную службу по контракту.

Неработающие женщины права на эту выплату не имеют. О том, какие выплаты положены безработным матерям и домохозяйкам читайте в статье «Какие выплаты полагаются неработающим беременным и безработным матерям».

Работающим женщинам пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка. В средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года включительно.

Какие суммы входят в расчет, что берется в числитель? Это ваша заработная плата, премии, отпускные, материальная помощь свыше 4 000 рублей, командировочные, компенсация за неиспользованный отпуск и т.п.

Что НЕ входит в расчет? Необлагаемые взносами выплаты – выплаты по больничным листам, пособия, выплаты при рождении ребенка не более 50 000 рублей, материальная помощь менее 4 000 рублей и т.п.

При этом средний заработок (СЗ) за каждый год учитывается в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования:

  • за 2018 год – 815 000 рублей.
  • за 2017 год – 755 000 рублей.
  • за 2016 год – 718 000 рублей.
  • за 2015 год – 670 000 рублей.
  • за 2014 год – 624 000 рублей.
  • за 2013 год – 568 000 рублей.
  • за 2012 год – 512 000 рублей.
  • за 2011 год – 463 000 рублей.
  • за все предыдущие годы, до 2011 года эта величина составляет – 415 000 рублей.

Если общий заработок за год будет больше предельной величины, то расчет ограничивается указанной страховой суммой. Например, доход за 2017 год составил 760 000 рублей, это больше установленной величины, поэтому в расчет будет браться сумма 755 000 р.

Чтобы определить средний дневной заработок (СДЗ) для исчисления пособия по беременности и родам необходимо взять начисленный заработок, на который начислялись страховые взносы за два календарных года, до года ухода в декрет. Так, если отпуск наступает в 2019 году, то в расчет берется период с 1 января 2017 по 31 декабря 2018 года, то есть весь 2017 и весь 2018 годы. Заработок, полученный в 2019 году в расчёт декретных входить не будет.

Сумму заработка за 2 года при расчете пособия по беременности и родам в 2019 году необходимо делить на число календарных дней в этом периоде (календарные дни за 2017 и 2018 года составляют 730), за исключением календарных дней, приходящихся на исключаемые периоды.

Исключаемые периоды. При расчете пособия по беременности и родам, предусмотрено исключение календарных дней, приходящиеся на следующие периоды:

  • периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • период освобождения от работы с сохранением (полностью или частично) заработка, если на него страховые взносы не начислялись.

Важно! Если женщина в расчетном периоде брала отпуск без сохранения заработной платы (отпуск за свой счет), то такие дни НЕ исключаются из расчетного.

Таким образом, в знаменателе для исчисления пособий могут быть дни от 1 до 730 (365 дней в 2017 году + 365 дней в 2018). Это число может быть и 732, если женщина для расчета декретных выплат возьмет два високосных года (заменит, например, 2017 год на високосный 2012, а 2018 год на високосный 2016).

При расчете пособия по беременности и родам женщина имеет право заменить год (года) на любые предшествующие. Если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, либо в одном из указанных годов женщина находилась в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по ее заявлению могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Например, если в 2017-2018 году хотя бы часть времени падает на отпуск по беременности и родам и (или) по уходу за ребенком, то женщина может написать заявление о включении в расчет одного и/или двух более ранних лет, например 2015-2016.

Алгоритм расчета пособия для женщин, которые уходят в отпуск по беременности и родам в 2019 году: СДЗ=(СЗ_2018 + СЗ_2017) / (730 — исключаемые календарные дни) * 140.

  1. Необходимо подсчитать сумму начислений, облагаемых взносами в ФСС за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по БиР (то есть за 2017 (с 1 января по 31 декабря 2017) и 2018 (с 1 января по 31 декабря 2018 года)).
  2. Средний заработок за каждый год учитывается в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС — 755 000 (2017) и 815 000 (2018) рублей.
  3. Полученные данные суммируются и делятся на 730 минус исключаемые периоды. СДЗ=(СЗ_2017 + СЗ_2018) / 730 минус исключаемые календарные дни.
  4. Величина среднего дневного заработка (СДЗ) законодательно ограничена. Допустимый максимум СДЗ определяется как сумма предельной базы за каждый год разделенная на 730. В 2019 году СДЗmax=(815000+755000)/730=2150,68 руб. Больше этого значения для расчёта пособия брать нельзя.
  5. Итоговая сумма к выплате определяется путем умножения среднего дневного заработка, на количество календарных дней по листку нетрудоспособности (например, 140).

Максимальное пособие по беременности и родам в 2019 году составляет 301095,20 р, исходя из максимума СДЗ и календарных дней по листку нетрудоспособности: 2150,68*140=301095,20 р.

Пособие по беременности и родам в минимальном размере рассчитывается из МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и выплачивается женщине, которая проработала менее 2 лет с низкой заработной платой или вообще не имела заработка за этот период.

Минимальное пособие по беременности и родам с 1 января 2019 г. составляет 51 919 рублей 00 копеек., так как МРОТ с 1 января 2019 увеличен до 11280 рублей в месяц.

Расчет минимального пособия: (11 280*24)/730=370,85 руб.*140 дней = 51 919,00 руб.

Если женщина имеет страховой стаж менее 6 месяцев, то пособие выплачивается в размере, не превышающем за календарный месяц МРОТ, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, это пособие выплачивается с учетом районного коэффициента.

Пример расчета пособия по беременности и родам для самостоятельного расчета исходя из среднего заработка

Вариант 1. У женщины с 17 января 2019 г. наступает отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней. Заработок в среднем составляет 45 000 рублей. Расчет пособия должен быть произведен за 2 календарных года, предшествующих году, на который приходится отпуск по беременности и родам. Расчетный период составят 2017 и 2018 гг. За указанный период учитываемые выплаты составили: за 2017 г. – 535 000 руб. и за 2018 г — 547 000 руб. За время работы женщина отпуск за свой счет и больничные не брала. Суммы не превышают величину предельной базы. Поэтому выплата по БиР составит: (535 000 + 547 000)/730*140 = 207 506,60 руб.

Вариант 2. Возьмем условия, когда женщина в 2017 году болела 22 дня, а в 2018 году брала 14 дней отпуска за свой счет. Числитель: 530 000 + 505 000 = 1 075 000. Знаменатель: 730 минус 22 = 708 (дни за свой счет не исключаются). Пособие по БиР составит: (530 000+505 000)/708*140 = 204 660,40 руб.

Вариант 3. У женщины заработок за каждый год составил больше величины предельной базы для начисления страховых взносов. В 2017 году оклад составил 65 000, в 2018 году средний заработок увеличился до 70 000. Исключаемых периодов не было. Для расчета пособия по беременности и родам берем максимальную величину базы: СДЗ = (755000+815000) /730*140 Пособие по БиР составит максимальную выплату: 301 095,20 рублей.

Вариант 4. Женщина устроилась на работу с сентября 2016 (это её первое место работы). Заработок в среднем составляет 45 000 рублей. У неё с 25 декабря 2018 г. наступает отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней. Так как отпуск начинается в 2018 году, расчетный период будет — 2016 и 2017. Но у женщины нет полных двух отработанных лет. Исключаемых дней нет. Поэтому пособие по БиР составит: (180 000 + 540 000)/730*140 = 138 082,00 руб. Но женщина, имея на руках больничный лист может написать заявление на отпуск по беременности и родам позже даты, указанной в листке нетрудоспособности, например с 1 января 2019 года. А с 25 по 31 декабря 2018 года она продолжает работать. В данном случае расчетный период будет — 2017 и 2018 года, а декретный отпуск сократится на 7 дней. Поэтому сумма выплаты по БиР составит: (540 000+540 000)/730*133 = 196 766,85 рублей.

Для назначения и выплаты пособий по беременности и родам женщина представляет следующие документы:

  • листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме. Причем сделать это необходимо не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. При обращении за пособием по беременности и родам, по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Такими причинами являются: длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев; переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания; повреждение здоровья или смерть близкого родственника; иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 74).
  • справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), то есть если женщина в расчетном периоде работала в другой организации. В случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособием по беременности и родам справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения пособия, данное пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка (ч. 2.1 ст.15).
  • в случае, если расчет пособия по беременности и родам будет произведен по одному из последних мест работы по выбору женщины (по одному листку нетрудоспособности), то необходимо предоставить справку от другого страхователя о том, что назначение и выплата данного пособия этим страхователем (работодателем) не осуществляется.

Пособие по беременности и родам назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. При обращении за пособием по беременности и родам, по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Такими причинами являются: длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев; переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания; повреждение здоровья или смерть близкого родственника; иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 74).

Выплата государственного пособия по беременности и родам работающим женщинам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

За счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, — женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования.

Работодатель назначает пособие по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения женщины за его получением со всеми необходимыми документами. Выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы (Часть 1, статьи 15, 255-ФЗ).

Назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица. Размер пособия по беременности и родам не может превышать указанный максимальный размер данного пособия по каждому месту работы:

  1. Если женщина на момент наступления отпуска по беременности и родам занята у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах была занята у тех же страхователей, то пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по всем местам работы (службы, иной деятельности) (ч.2 ст.13 №255-ФЗ). То есть, пособие по беременности и родам возможно получить по нескольким больничным листам (на основном месте работы и по совместительству). При этом пособие выплачивается каждым работодателем без учета заработка у других страхователей. В данном случае справку о начислениях от другого страхователя предоставлять не надо.
  2. Если женщина на момент наступления отпуска по беременности и родам занята у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах была занята у других страхователей (другого страхователя), пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица (ч.2.1 ст.13 №255-ФЗ). В данном случае расчет больничного будет произведен по одному листку нетрудоспособности по одному месту работы с учетом всех доходов, включая суммы заработка, полученного от другого работодателя. То есть, необходимо взять справку о начислениях за предыдущие 2 года. Однако в данном случае размер среднего дневного заработка будет «обрезаться» предельной величиной.
  3. Если женщина на момент наступления отпуска по беременности и родам занята у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах была занята как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособие по беременности и родам назначается и выплачивается либо по всем местам работы исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо страхователем по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица (ч.2.2 ст.13 №255-ФЗ). То есть, у женщины есть выбор получать пособие у каждого работодателя (каждый считает только по своим начислениям и со своими ограничениями, установленными на каждый год) или получить пособие по одному месту работы с учетом всех доходов (по всем справкам), но с одним ограничением предельной величины.

источник

«Отдел кадров коммерческой организации», 2013, N 10

О СРОКЕ ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПОСОБИЕМ

За счет средств ФСС выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком; социальное пособие на погребение. О том, что существует срок обращения за пособием, знают немногие. Обычно граждане, не прилагая особых усилий, успевают обратиться за пособием вовремя, и кажется, что отведенный на обращение срок бесконечен. Но это не так.

Срок обращения за пособием составляет шесть месяцев. Это установлено ст. 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ). Аналогичные нормы содержатся в п. 80 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.

Срок исчисляется следующим образом:

— для пособия по временной нетрудоспособности — со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), с даты окончания нетрудоспособности, а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания;

— для пособия по беременности и родам — со дня окончания отпуска по беременности и родам;

— для ежемесячного пособия по уходу за ребенком — со дня достижения ребенком возраста полутора лет;

— для единовременного пособия при рождении ребенка — с даты рождения ребенка (ст. 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»);

— для социального пособия на погребение — с даты смерти (ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

Какие действия работника означают,

что он обратился за пособием?

Для получения единовременного пособия при рождении ребенка принести работодателю справку о рождении ребенка недостаточно — это не будет означать, что работник обратился за пособием: он обязан представить все необходимые для назначения пособия документы. Кроме того, работник должен своевременно обратиться именно за этим пособием. Так, Свердловский областной суд отказал в восстановлении пропущенного срока обращения за единовременным пособием при рождении ребенка, поскольку истица своевременно обратилась не за этой выплатой, а за ежемесячным пособием по уходу за ребенком. Уважительные причины пропуска срока за единовременным пособием при рождении ребенка выявлены не были (Определение от 01.12.2011 по делу N 33-17206/2011).

Особенности назначения пособий в рамках пилотного проекта

В настоящее время в реализации пилотного проекта по выплате пособий непосредственно через территориальные органы ФСС участвуют Карачаево-Черкесская Республика, Нижегородская, Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край.

В силу п. 3 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (далее — Положение), страхователь не позднее пяти календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов подает в территориальный орган фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утвержденной фондом (Приказ ФСС РФ от 17.09.2012 N 335 ). В заявлении работник просит назначить пособие и сообщает, отправить его почтовым переводом или перечислить на счет в банке. Именно дата, указанная на заявлении, считается датой обращения за пособием застрахованного лица. Часто работодатели просят работников не проставлять дату в заявлении. Но согласившийся на это рискует пропустить срок обращения за пособием, поскольку сами работодатели нередко нарушают срок представления документов в территориальный орган ФСС.

«Об утверждении форм документов, применяемых для выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных выплат и расходов территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации».

В соответствии с п. 14 Положения, в случае если застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) пропущены сроки обращения за пособиями и отсутствуют документы, подтверждающие уважительность причины пропуска этих сроков, заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестр сведений страхователь в территориальный орган ФСС не направляет. При поступлении в ФСС заявления и документов либо реестра сведений с нарушением установленных требований территориальный орган в течение 10 календарных дней со дня их поступления выносит мотивированное решение об отказе в рассмотрении документов (сведений). Если работодатель обращается в территориальный орган ФСС по истечении шестимесячного срока, например через год после рождения у работника ребенка (документы могли у работодателя попросту затеряться), то срок не считается пропущенным, поскольку он исчисляется с даты обращения гражданина за пособием.

Может возникнуть такая ситуация: работница не принесла справку о рождении ребенка, а заявление с просьбой о выплате пособия написала. Достаточно ли этого? Нет. В данном случае представлены не все необходимые для назначения пособия документы, что препятствует обращению страхователя в территориальный орган ФСС.

Поэтому работникам в регионах, участвующих в реализации пилотного проекта, следует своевременно представлять все необходимые документы и обязательно указывать дату в заявлении на выплату пособий.

Как восстановить срок обращения за пособием,

Причины пропуска срока обращения за пособием бывают разными, но в большинстве случаев они не являются уважительными. Наиболее распространенные причины пропуска срока — незнание, что такой срок вообще существует; незнание, что срок следует отсчитывать от даты рождения ребенка, а не от даты регистрации в органах ЗАГС (часто разрыв между этими датами исчисляется месяцами); отъезд в другую местность сразу же после рождения ребенка.

Восстановить срок обращения можно двумя способами — обратиться в территориальный орган ФСС или в суд.

Если имеются уважительные причины пропуска срока обращения, перечисленные в соответствующем Перечне, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 N 74 (далее — Перечень), то имеет смысл обратиться в территориальный орган ФСС за восстановлением указанного срока. Согласно Перечню к уважительным причинам пропуска срока обращения за пособием относятся:

1. Непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.).

2. Длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев.

3. Переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания.

4. Вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы.

5. Повреждение здоровья или смерть близкого родственника.

К заявлению о восстановлении пропущенного срока должны быть приложены документы, подтверждающие уважительность причин пропуска срока. Например, повреждение здоровья близкого родственника можно подтвердить выпиской из истории болезни, выданной медицинским учреждением, а смерть близкого родственника — свидетельством о смерти.

Например, Нижегородским региональным отделением ФСС был восстановлен срок обращения за пособием по временной нетрудоспособности гражданину, который переехал в другой населенный пункт. Часто возникают случаи пропуска срока обращения при вынужденном прогуле при незаконном увольнении или отстранении от работы, поскольку, как правило, работники находятся с работодателем в конфликтных отношениях и листок нетрудоспособности для оплаты не предъявляют до восстановления на работе.

Если территориальный орган ФСС сочтет обстоятельства пропуска срока неуважительными и примет решение об отказе в назначении государственного пособия, то обжаловать данное решение можно в судебном порядке.

Если гражданин пропустил срок обращения за пособием по объективным причинам, суд этот срок восстановит. Так, Астраханский областной суд (Кассационное определение от 16.02.2011 по делу N 33-497/2011) восстановил срок обращения за единовременным пособием при рождении ребенка, поскольку причиной пропуска было установление факта рождения в судебном порядке. В другом случае женщина для реализации своего права занималась сбором документов, принимала меры для оформления гражданства РФ, некоторое время находилась в больнице ввиду болезни сына, осуществляла за ним уход, обращалась за пособием в устной форме, что судьи расценили как уважительные причины пропуска срока обращения за единовременным пособием при рождении ребенка (Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.06.2012 по делу N 33-6227).

Если необходимые документы не представлены в срок по не зависящим от получателя пособия причинам, то суд признает причины пропуска срока обращения уважительными. Так, Фрунзенскому районному суду г. Санкт-Петербурга истица представила доказательства того, что она пыталась своевременно в соответствии с действующим законодательством обратиться к ответчику с заявлением о предоставлении ей отпуска и назначении пособия по беременности и родам, однако по не зависящим от нее причинам данные документы не были приняты ответчиком. Также истица повторно направила ответчику заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам и заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. В итоге суд решил, что причины пропуска шестимесячного срока для обращения за пособием являются уважительными.

Обращение в суд за восстановлением пропущенного срока часто эффективно: суды признают уважительными самые разнообразные причины пропуска срока. Так, Определением Пермского краевого суда от 17.09.2012 по делу N 33-8253 был восстановлен срок обращения за единовременным пособием при рождении ребенка, поскольку истец является инвалидом II группы и проживает с больной матерью в отдаленной сельской местности.

В последнее время в суд время от времени обращаются мамы, «потерявшие» своих работодателей (например, организация ликвидировалась). За время поисков сроки обращения за пособиями проходят. Так, по одному делу Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области учел, что истица приняла меры к получению пособия (обращалась к работодателю, в территориальный орган ФСС, в прокуратуру, в суд), и восстановил пропущенный срок обращения за ежемесячным пособием по уходу за ребенком (решение от 03.09.2012).

Но бывают случаи, когда суд отказывает в восстановлении пропущенного срока обращения за пособием. Так, Апелляционным определением ВС Республики Хакасия от 24.04.2012 по делу N 33-768/2012 было отказано в восстановлении срока, поскольку истец не представил суду доказательств своевременного обращения к ответчику за назначением единовременного пособия и не ссылался на наличие уважительных причин пропуска этого срока. Отсутствие положения, исключающего возможность признания причин пропуска срока уважительными, не дает оснований полагать, что шестимесячный срок обращения с заявлением о назначении пособия установлен формально и при любых обстоятельствах причины его пропуска будут признаны уважительными.

Особенности восстановления срока для получения

единовременного пособия при рождении ребенка

Чаще всего пропускают срок для получения единовременного пособия при рождении ребенка. (Восстановление пропущенного срока для обращения граждан за назначением ежемесячного пособия при рождении ребенка вовсе не предусмотрено, в том числе при наличии уважительных причин.) В то же время для иных пособий действующими нормативно-правовыми актами предусмотрена возможность их назначения при пропуске шестимесячного срока обращения за пособием. На практике срок обращения за единовременным пособием при рождении ребенка судьи восстанавливают, руководствуясь выводами, изложенными в Решении ВС РФ от 05.03.2012 N АКПИ 12-33. В нем указано: федеральные законы непосредственно не регулируют отношения, связанные с восстановлением пропущенного шестимесячного срока обращения за единовременным пособием при рождении ребенка, в том числе и для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. Оспариваемое нормативное положение, предоставляя территориальному органу Фонда социального страхования Российской Федерации право самостоятельного решения вопроса о восстановлении срока обращения за отдельными видами пособий, по своему содержанию также не препятствует восстановлению этих сроков в судебном порядке при наличии уважительных причин их пропуска. С учетом этого доводы об отсутствии возможности восстановления пропущенного срока, о несоразмерном ограничении условий доступа к мерам социальной поддержки и нарушении конституционных прав нельзя признать обоснованными. Более того, материалами дела подтверждается, что право на судебную защиту заявителем осуществлено. Проверка же законности и обоснованности принятых судебных актов, в том числе правильности применения норм материального права, производится в специальной процедуре путем их обжалования в кассационном и надзорном порядке (разд. IV Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)».

В заключение хотелось бы пожелать застрахованным гражданам не допускать пропуска срока обращения за пособиями, а если он все-таки пропущен, своевременно предпринять необходимые и достаточные меры для его восстановления.

источник