«Для молодой мамы и малыша быть вместе после родов и естественно и, как скажут врачи, физиологично. Напомню, до начала прошлого века только так и было принято. Позже появилась идея о том, что женщина и ребенок нуждаются после родов в отдыхе, и с развитием в конце 40-х годов ХХ века сети роддомов она стала практикой. До недавнего времени, как вы помните, новорожденных сразу после появления на свет отправляли в детские отделения и приносили мамам только в строго определенные часы кормления. К счастью, сегодня у женщин есть выбор. И вот о чем нужно знать, делая этот выбор. Главное, что, находясь рядом с малышом с первых дней, молодая мама сможет естественным образом наладить кормление грудью. Первое после рождения ребенка прикладывание к груди имеет особенное значение – тогда его кишечник начнет заселяться полезной и «родной» микрофлорой, иммунная система получит необходимые защитные антитела, что в конечном итоге укрепит организм новорожденного.
Оставаясь рядом с малышом, вы сможете кормить его по требованию, и тогда выработка молока (лактация) наладится сама собой, ведь главный стимул для его производства – усилия ребенка. В то же время природа распорядилась так, что этот стимул помогает еще в одном важном деле: сосущий грудь малыш заставляет матку мамы держаться естественного ритма сокращений, и организм женщины легче восстанавливается после родов.
Если молодой маме делали кесарево сечение, которое, по понятным причинам, считается неестественным финалом беременности, то вопрос, стоит ли оставаться с ребенком в первые дни, в каждом случае решается по-своему. Все зависит от самочувствия женщины, хотя все плюсы совместного пребывания приобретают в этой ситуации особое значение. Кормление по требованию поможет организму женщины наладить лактацию и сокращения матки (и тот и другой процесс после операции устанавливается труднее), а малышу – даст возможность легче перенести последствия «оперативного» появления на свет. И даже если в первые дни женщина не сможет сидеть, кормить ребенка можно лежа.
Прежде чем выбрать роддом, каждой будущей маме предстоит ответить себе самой на вопрос: хочет она, чтобы сразу после рождения малыш оставался с ней, или всем будет лучше, если эти первые дни они проведут порознь? Представляем вам обе тенденции и аргументы в их поддержку.
Еще один важный плюс первых дней вместе: чем больше времени вы будете проводить с малышом, тем быстрее научитесь его понимать и ухаживать за ним. Природой не «запланирован» отдых после рождения ребенка, воспользуйтесь тем коротким промежутком времени, когда рядом будут врачи и медсестры, к которым вы сможете обратиться за советом. Даже если во время беременности вы посещали занятия для молодых мам, в первые дни вам не обойтись без помощи и советов акушерки или детской медсестры. Они же должны научить вас кормить и купать маленького. Кстати, персонал роддома обязан не просто рассказать обо всем этом, но и убедиться, что молодая мама хорошо усвоила «пройденный материал».
Ольга Паршикова, врач-неонатолог, заведующая отделением новорожденных Клиники акушерства и гинекологии им. В.Ф. Снегирева:
«Совместное пребывание мамы и малыша в роддоме – замечательное решение, но, прежде чем принять его, будущей маме стоит задуматься о нескольких важных моментах. Когда женщина и ее новорожденный проводят первые дни после родов вместе, это пойдет им на пользу только в том случае, если они оба к этому готовы. К сожалению, многие женщины, выбирая роддом, упускают из виду один факт: когда младенец постоянно находится рядом с мамой, для нее это не только радость, но и нагрузка. Большинство неопытных мам не слишком хорошо подготовлены к тому, что ожидает их после рождения малыша, и, когда женщина остается один на один со своим крохой, возникают трудности. Женщина не знает, как успокоить плачущего малыша, как правильно дать ему грудь, что делать в первые дни, пока молока еще нет; ее пугает то, что происходит с ребенком – например, когда он срыгивает или какает странной черной массой.
Чтобы быстро разобраться во всем этом и правильно ухаживать за маленьким, нужны подготовка и силы – но какая женщина после родов может похвастать бодростью и отличным самочувствием? После такого испытания организму нужен покой, а на него не слишком стоит рассчитывать, если к ребенку приходится то и дело вставать. Учитывая к тому же, что в большинстве роддомов совместного пребывания в каждой палате находится по несколько мам с младенцами, перспектива отдыха становится совсем спорной.
Вот почему первый совет, который хочется дать женщинам, выбирающим между роддомом совместного пребывания и обычным, звучит так: трезво оценивайте свои силы. По опыту знаю: даже мамы, которые сразу после родов не хотят ни на минуту расставаться с малышом, уже к следующему дню устают настолько, что просят забрать его на ночь в отделение новорожденных. Тем более не стоит переоценивать свои возможности тем женщинам, которые заранее знают, что будут рожать с помощью кесарева сечения. После операции молодой маме приходится особенно сложно, ведь ей приходится вставать к малышу уже через 12 часов (а иногда и раньше), преодолевая очень неприятные ощущения. Похожие трудности могут возникнуть и после естественных родов, если они проходили с осложнениями. Например, при разрывах промежности молодой маме в первые дни тяжело вставать и нельзя сидеть, и уход за маленьким становится настоящим испытанием.
Есть еще одно условие, без которого о совместном пребывании не может быть и речи. Нужно, чтобы не только женщина была в силах принять на себя заботу о ребенке, но и чтобы новорожденный был готов находиться с мамой – прежде всего был здоров и не нуждался в присмотре специалистов. Если же он родился раньше срока или в процессе родов у него возникли проблемы, которые требуют лечения и постоянного контроля, малыша увезут в палату интенсивной терапии. А вот решение о том, можно ли оставить ребенка с мамой и сумеет ли она о нем позаботиться, принимает только врач.
Стандарт, на который ориентируются многие роддома во всем мире, – программа «Больница, доброжелательная к ребенку», принятая в 1991 году Всемирной организацией здравоохранения и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Один из принципов этой программы – совместное пребывание мамы и малыша после родов.
Итак, прежде чем принимать решение о выборе роддома с совместным или раздельным пребыванием, будущим мамам стоит хорошенько подготовиться, взвесить все «за» и «против», посоветоваться со своим врачом и вместе с ним оценить собственные возможности. И, конечно, не стоит думать, что раздельное пребывание мамы и ребенка – это неправильно. У такой практики свои достоинства, и довольно существенные, а некоторые недостатки, прямо скажем, преувеличены. Например, многие мамы опасаются: а вдруг, пока малыш будет в детской палате, с ним что-нибудь случится или за ним будут плохо ухаживать? Но в любом роддоме в отделении новорожденных круглосуточно дежурит медсестра, которая обязательно подойдет к плачущему малышу и сумеет успокоить его. А если возникнут какие-то трудности, она (в отличие от большинства мам) быстро разберется, что происходит, и поможет ребенку сама или позовет врача.
«А как же кормить малыша по требованию, если он в детском отделении?» – спросят мамы. Мой двадцатилетний опыт показывает, что в первые 2–3 дня после родов, пока у женщины еще нет молока, от этого подхода не только можно, но и нужно отступать. Представьте обычную ситуацию: малыш плачет, мама дает ему грудь, он быстро высасывает несколько капель молозива и продолжает сосать уже «впустую». Причем не от того, что голоден (даже небольшого количества молозива ребенку сейчас вполне достаточно), а потому, что сосание успокаивает младенца и он готов лежать у груди весь день. Вот только мамы далеко не всегда получают удовольствие от этого процесса. Постоянная нагрузка на неподготовленную к кормлению грудь приводит к тому, что на сосках появляются сильные трещины, они начинают болеть, молодая мама – нервничать, а в результате у нее позже приходит молоко. Если же ребенка приносят на кормление по времени, каждые 3 часа, и мама, и ее молочные железы в промежутках успевают отдыхать. А вот когда у женщины появится молоко, она сумеет кормить маленького по требованию и держать у груди столько, сколько он захочет, – теперь ее организм сможет удовлетворить все запросы ребенка».
Елена Чистозвонова , врач-неонатолог, заместитель главного врач по неонатологии Перинатального медицинского центра:
«Чем раньше молодая мама и новорожденный окажутся после родов вместе, тем лучше. Если женщина настроена быть рядом с малышом, в нашем центре это можно сделать сразу. Даже в те 2 часа после счастливого события, что молодая мама проведет под наблюдением врачей в послеродовой палате, ребенок будет рядом с ней. Детская сестра даже обработает его при маме. И, конечно, они могут оставаться вместе впредь, а сестра будет приходить, только чтобы показать, как кормить и пеленать новорожденного. Такому решению мы всегда рады: эти первые дни вместе готовят женщину к тому моменту, когда она останется с ребенком дома наедине, помогают освоиться в новой роли мамы и наладить грудное вскармливание, а еще защищают новорожденного от лишних контактов, которые чреваты появлением инфекций.
Но не все женщины готовы к тому, чтобы заниматься новорожденным в первые сутки после родов. Некоторые чувствуют, что им нужно отдохнуть. И тогда мы, конечно, не настаиваем.
Что касается ситуации кесарева сечения – эти случаи особенные. Первые 6–12 часов после операции молодая мама проведет в послеоперационной палате, куда новорожденным доступ закрыт. А когда женщину переведут в ее собственную палату и станет ясно, что она чувствует себя хорошо и готова кормить ребенка, ухаживать за ним, мы сразу выполним ее просьбу».
Многие врачи считают, что роддом сегодня, по сути, единственное место, где женщина может научиться уходу за ребенком у квалифицированных специалистов в реальной ситуации, с малышом на руках. Стоит ли воспользоваться такой возможностью – решать вам!
Елена Хованская , врач-неонатолог родильного дома № 25:
«Первые родильные дома, где женщина после родов могла находиться в одной палате с ребенком, появились в нашей стране в 1986 году. Это стало возможным только благодаря соответствующему приказу Минздрава СССР. Толчком к такому решению стала неприятная ситуация: частые вспышки гнойно-септических инфекций в роддомах по всей стране. А вот на Западе, где совместное пребывание давно было нормой, похожие проблемы возникали редко. И все благодаря тому, что с рождения малыши постоянно находились в одних руках – маминых – и шансов подхватить инфекцию у них было гораздо меньше, чем если бы за ними каждый день ухаживали разные медсестры.
Что дает семье наших дней свобода выбора и действий? К сожалению, кроме положительных сторон, есть и отрицательные: вокруг так много источников информации, от самых разных книг (порой не лучшим образом переведенных или адаптированных к условиям нашей действительности) до советов производителей товаров по уходу за ребенком. Согласитесь, потеряться в море разных сведений и точек зрения очень просто. Так что выбор советчика – важный шаг. И будет лучше, если им станет близкий вам по духу врач.
Наш роддом давно работает по принципу «совместного пребывания», а сейчас эта практика поддерживается большинством наших московских коллег, ведь ее польза уже не вызывает сомнений ни у акушеров, ни у педиатров. Те учреждения, где еще сохраняется раздельное пребывание, как правило, вынуждены придерживаться его лишь в силу бытовых причин – нехватки свободной площади для специальных палат. По медицинским стандартам в каждой из них должно быть не больше двух мам с детьми, так, чтобы на всех приходилось не меньше 12 кв. м площади. Прибавьте к этому еще отдельный туалет, душ, раковину для малыша – и вы поймете, что в большинстве старых зданий просто нет возможности для такой перепланировки. А вот новые родильные дома строятся уже с учетом всех этих требований».
источник
Первые уроки для мамы
Уход за малышом в роддоме
Альмира Донецкова
Педиатр, г. Москва
Совместное пребывание матери и ребенка в родильном доме благоприятно сказывается как на маме, так и на ее малыше. Мы познакомим вас с некоторыми навыками, которые пригодятся при уходе за малышом в палате «мать и дитя».
Если вы планируете совместное пребывание с ребенком в роддоме, то желательно научиться:
* Правильно держать новорожденного.
* Проводить туалет кожи и слизистых оболочек.
* Подмывать ребенка.
* Менять подгузник.
* Пеленать ребенка.
* Правильно кормить грудью.
Как держать новорожденного?
Новорожденный ребенок кажется очень хрупким и беспомощным, но вы не должны бояться прикасаться к нему: ваши контакт и общение положительно сказываются на развитии малыша. Со временем у вас будет накапливаться опыт и появляться чувство уверенности.
Старайтесь брать своего кроху спокойнее и нежнее, ласково разговаривайте с ним, называйте по имени, чаще улыбайтесь. Когда вы берете младенца на руки, обязательно поддерживайте его голову, поскольку мышцы шеи новорожденного еще не развиты, малыш не удерживает головку.
Положите одну руку малышу под шею (головка при этом должна располагаться на изгибе вашего локтя), а другую — под ягодицы. Свободной рукой поддерживайте спину и ягодицы ребенка. Попробуйте носить вашего малыша попеременно то справа, то слева.
Туалет кожи и слизистых оболочек
Кожа новорожденного нежная, легко ранимая, ее защитные свойства еще недостаточно зрелые. Поэтому для ребенка, особенно первых дней жизни, необходим правильный уход и чистота во всем, что его окружает. Каждое утро младенцу проводится утренний туалет — умывание, уход за глазками, носиком, ушками, естественными складками. Лучше всего выполнять его перед вторым кормлением, в 8-9 часов утра. Утренние процедуры обычно проводят на пеленальном столике, застеленном чистой пеленкой. Стерильным ватным тампоном, смоченным в теплой воде (36-37°С — такая температура воды соответствует температуре тела, на это и нужно ориентироваться, открывая воду в кране), протирают лицо и ручки ребенка, затем их обсушивают чистой марлевой (или одноразовой бумажной) мягкой салфеткой. Глаза промывают от наружного угла к внутреннему отдельным тампоном для каждого глаза. Ушные раковины протирают с помощью ватных шариков. Ни в коем случае не пользуйтесь ватными палочками, поскольку вы можете случайно повредить барабанную перепонку (у новорожденных слуховые проходы широкие и короткие, барабанная перепонка находится достаточно близко). Носовые ходы очищают ватными жгутиками, скрученными из ваты (толщина жгутика 3-5 мм в диаметре, длина 3-5 см), каждая половина носа прочищается отдельным жгутиком. При наличии в носу сухих корочек жгутик смачивают стерильным или специальным детским маслом (масло предоставят в роддоме). Завершается утренний туалет ребенка подмыванием и смазыванием складок специальным детским кремом или присыпкой.
Нужно отметить, что даже при совместном пребывании мамы и малыша туалет кожи новорожденного часто осуществляется медицинскими сестрами детского отделения перед утренним обходом врача, но молодая мама вполне может проделать эту процедуру еще раз — это не повредит малышу. Все эти манипуляции в родильном доме можно осуществить под контролем детской сестры, которая вам поможет и расскажет, как все делать правильно.
Большинство малышей появляется на свет с достаточно длинными ноготками. Если вы используете в послеродовом отделении кофточки или распашонки без рукавичек, то этими длинными ноготками кроха может поранить себя. Чтобы этого не произошло, необходимо сделать первый маникюр. Ноготки не нужно стричь очень коротко: если постараться сделать это по самому краю ногтевой пластины, то можно поранить малыша. Нужно следить за тем, чтобы после стрижки не оставалось острых краев. Конечно, постричь маленькие ноготочки получится только в том случае, если вы захватили с собой в роддом специальные ножницы с закругленными краями.
Подмывание ребенка Ребенка необходимо подмывать после каждого стула. Раньше считалось, что подмывать девочек и мальчиков надо по-разному (девочку — строго спереди назад). Однако в настоящее время врачи пришли к выводу, что для снижения риска инфицирования половых органов и мальчиков следует подмывать таким же образом.
Итак, подмывать всех малышей рекомендуется проточной водой из крана при отрегулированной в нем необходимой температуре воды (37°С) спереди назад. При подмывании мать держит ребенка животиком вверх на предплечье левой руки (головка ребенка находится в области локтевого сгиба матери, а бедро придерживается кистью руки), а правой рукой подмывает его. При этом вода из крана сначала вытекает на руку матери, что дает возможность предупредить попадание чрезмерно горячей или холодной воды на кожу ребенка. Пользоваться детским мылом рекомендуется не чаще 1-2 раз в день, при более частом использовании оно смывает защитную жировую смазку, сушит кожу и нарушает ее функции. Когда нет возможности подмыть малыша, можно использовать детские влажные гигиенические салфетки.
После подмывания необходимо осторожно (промокательными движениями) обсушить чистой пеленкой область половых органов и смазать ее детским кремом или воспользоваться детской присыпкой. Не забудьте также о воздушной ванне: пусть ребенок 1-2 минуты полежит раздетым, чтобы кожа могла «подышать», затем можете надеть на кроху одноразовый подгузник.
источник
На сегодняшний день, пожалуй, не найдешь в нашей стране такого роддома, где бы не были созданы условия для совместного пребывания матери и ребенка. Во многих роддомах созданы семейные родзалы, которые по своему виду и уровню комфорта напоминают гостиничные номера.
В них женщина рожает малыша и остается до выписки. Существуют также палаты совместного пребывания в послеродовом отделении. Это одно- , двух-, максимум трехместные палаты, где есть все, что необходимо, чтобы мама и малыш после родов чувствовали себя комфортно.
А ведь еще 15 лет назад о таких условиях женщины могли только мечтать. Да и вообще женщинам внушалась мысль, что после родов маме нужно отдохнуть, выспаться и восстановить силу. А малыш при этом пусть побудет под присмотром медицинского персонала. Так больше шансов, что с ребенком ничего не случиться и вовремя будет выявлена патология, если вдруг она у ребенка имеется. К сожалению, и сегодня из уст «заботливых» бабушек можно услышать те же советы. Их, конечно, понять можно, они просто не знают, что первые дни после родов могут протекать как-то по-другому. Не знают они так же и того, что ранний послеродовый период – это самый чувствительный период в жизни мамы и дитя. Поэтому самой природой задумано им быть вместе. А иначе, может возникнуть масса проблем. Но давайте обо всем по порядку.
Однако, давайте сразу внесем ясность. Мы будем говорить о круглосуточном совместном пребывании матери и ребенка, т.е. когда сразу же после родов мама и малыш не расстаются и 24 часа в сутки находятся вместе. Любое разделение мамы и ребенка, даже самое непродолжительное, может иметь непредсказуемые результаты.
Начнем с медицинской точки зрения. В раннем послеродовом периоде могут развиться серьезные проблемы со здоровьем, как матери, так и ребенка. Если они не будут своевременно выявлены и решены надлежащим образом, то могут привести к отдаленным негативным последствиям в их состоянии. Совместное пребывание позволяет создать максимально благоприятные условия для эффективного послеродового ухода и минимизировать вероятность развития послеродовых осложнений.
Какие же есть преимущества совместного пребывания для мамы и для малыша?
Послеродовый период – это время, когда органы женщины возвращаются в их исходное состояние и устанавливается лактация. Физиологические изменения происходят 6-8 недель после родов. Первая неделя после родов ассоциируется с наиболее серьезными изменениями: создается базис для восстановления здоровья женщины, происходит взаимная адаптация матери и ребенка. В этом плане совместное пребывание с ребенком способствует физиологическому течению всего послеродового периода.
- Матка быстрее возвращается к прежним размерам: этому способствуют частые прикладывания малыша к груди. В процессе сосания ребенком груди в организме мамы вырабатывается гормон окситоцин, который заставляет матку сокращаться.
- Меньше риск возникновения ранних и поздних послеродовых кровотечений: также благодаря гормону окситоцину.
- Быстрее налаживается грудное вскармливание и меньше вероятность возникновения проблем с грудью и лактацией, у женщин быстрее прибывает молоко и его вырабатывается столько, сколько нужно малышу. Кроме того, совместное пребывание положительно влияет на продолжительность грудного вскармливания.
- Рутинная практика разделения мам и детей может негативно повлиять на продолжительность грудного вскармливания. Все исследования, изучавшие этот вопрос, показали, что количество матерей, которые прекратили кормление грудью в период от одного до трех месяцев после родов, было значительно выше среди тех, которые были разделены с ребенком после родов.
Большинство правил и предписаний по послеродовому уходу в больницах, существовавших до недавнего времени, были установлены с целью предупреждения или сдерживания перекрестного инфицирования и профилактики внутрибольничных заражений. С ростом рождаемости после Второй мировой войны родильные отделения оказались переполненными, и возникла проблема стафилококового поражения кожи новорожденных. Для снижения частоты инфицирования предпринимались разнообразные меры, в том числе изоляция, запрет на вход в детские отделения без специальной одежды, купание с добавлением лекарственных средств и особая обработка пуповины.
Детей сразу же после родов забирали от мам и содержали их в отделении новорожденных. Такая тактика, когда все дети лежали в непосредственной близости друг к другу, но отдельно от своих матерей, увеличивала опасность инфицирования. Это даже было доказано в одном исследовании, проведенном почти 50 лет назад. Было показано, что у детей, которые находились от 8 до 12 часов в день со своими матерями, уровень высевания микробов и инфицирования был ниже по сравнению с детьми, которые находились в детской палате и редко контактировали с матерью. Но должно было пройти полвека, чтобы совместное пребывание матери и ребенка стало рутинным во всех роддомах.
В настоящее время доказано, что совместное пребывание матери и новорожденного в течение 24 часов в одной палате является своеобразным защитным фактором, т. к. новорожденный обсеменяется микроорганизмами матери, а не резистентными к антибиотикам внутрибольничными штаммами.
Кроме того, отсутствие контакта с другими детьми уменьшает риск перекрестного инфицирования новорожденных.
Постоянное пребывание с мамой и сосание груди по первому же требованию
способствуют заселению кишечника ребенка нормальными микроорганизмами и:
- предупреждают развитее кишечных инфекций;
- уменьшают вероятность развития тяжелой желтухи;
- способствует более быстрому восстановлению первоначальной убыли массы тела;
- позволяет ребенку вместе с молоком получить защитные антитела, укрепляющие его иммунитет.
Во многих исследованиях сравнивалось поощрение постоянного пребывания матери и новорожденного малыша в одной палате с раздельным пребыванием матерей и новорожденных в ранний послеродовой период. Было убедительно доказано, что в случае ограничения контакта между матерью и ребенком, матери проявляют меньше материнских чувств, пребывают в состоянии растерянности и имеют более низкую самооценку. Это говорит о том, что разделение матерей и новорожденных увеличивает риск того, что родители первенцев могут не уделять своим детям нужного внимания, а соответственно плохо о них заботиться. В одном исследовании, например, было показано, что с введением в роддомах круглосуточного совместного пребывания матери и ребенка уменьшилось количество отказов от детей!
В условиях круглосуточного пребывания матери и ребенка мама быстрее учится понимать сигналы своего малыша, его потребности и быстрее обучается правилам ухода за ним. Так что уже к выписке она абсолютно уверенно чувствует себя и не боится что-либо сделать не так.
Совместное пребывание также позволяет укрепить эмоциональную и психологическую связь между мамой и малышом, которая начала формироваться еще внутриутробно и продолжает существовать после родов. Это очень важно для психологического благополучия обоих.
Замечено, что у пребывающих раздельно от своих детей мам, чаще наблюдается послеродовая депрессия и психоз. Для детской психики такое разделение после родов также является серьезной травмой, которая может иметь отдаленные последствия. Разделение с матерью приводит к тому, что малыш оказывается в состоянии хронического стресса. В результате возможны нарушения процесса адаптации, а также отклонения и задержки психомоторного развития.
Только что родившийся ребёнок находится в состоянии тревоги. Ведь вся окружающая его обстановка ему незнакома. Мама для него является источником привычных и знакомых с внутриутробного периода ощущений: ее запах, голос, дыхание и ритм сердца, вкус молозива, похожий на вкус околоплодных вод. При встрече в этом незнакомом мире со знакомыми и приятными элементами его тревога снижается, и окружающий мир уже не кажется ему таким страшным. Иногда вся жизнь человека проходит под знаком тревоги, с которой ему не удаётся справиться при рождении. А оборотная сторона тревоги – агрессия.
Психологи и специалисты по детскому развитию утверждают, что разрушение физического и эмоционального контакта с матерью выражается прежде всего в отсутствии благоприятного впечатления о мире, формировании комплекса обиды и тревоги, разрушении чувства уверенности в себе, затрудненной социальной адаптации и антисоциальном поведении.
Таким образом, круглосуточное совместное пребывание является жизненно важной необходимостью, как для матери, так и для ребенка. Поэтому любые причины, нарушающие это единство, должны быть устранены.
источник
В советские времена проблемы выбора не было. Рожали, как все и за детьми ухаживали как все. Сейчас, к счастью, можно выбрать роддом, отвечающий всем представлениям будущей мамочки о качественном медицинском обслуживании. Один из важных критериев выбора – совместное или раздельное нахождение ребенка с матерью сразу после рождения. У обоих вариантов есть плюсы и минусы. Какие? Об этом – ниже.
Когда малыш появляется на свет, практически в любом современном роддоме первым делом его прикладывают к материнской груди на несколько минут. Затем новоявленной маме дают отдохнуть от 2 до 4-х часов. Дальше – малыш остается в детской палате и встречается с мамой только во время кормлений кормлений. Либо – отправляется сразу в ее заботливые, но порой еще не опытные руки. Это зависит от способа пребывания мам и малышей в конкретном роддоме. Он может быть раздельным или совместным.
В первом случае родившая женщина отправляется в палату, где вместе с ней находятся еще от 2 до 6 мам. Там она приходит в себя и через 2-4 часа в соответствии с распорядком кормлений в роддоме, ей приносят кроху на «первое свидание». Полчаса-час, затем медсестра собирает аккуратные кулечки и уносит в детское отделение. Если роддом небольшой и между отделениями небольшое расстояние, то мамы слышат, как в детской палате плачут младенцы, когда им проводят медицинские или гигиенические процедуры. Многие детки уже в этом возрасте обладают настолько особенным голосом, что мама через несколько стенок узнает его в общем хоре.
Если в роддоме практикуется совместное нахождение матери и малыша, ребенка приносят в палату к маме через 4 часа после рождения. При условии, что роды прошли нормально и мама не нуждается в дополнительной медицинской помощи. И с этого момента – всё сама. Палаты совместного пребывания обычно рассчитаны не более, чем на троих мам и соответственно троих детей. Медсестра приходит, чтобы обработать пупочные ранки малышам и промыть им глазки. В некоторых случаях, когда мама уходит на медицинские процедуры или выходит к родственникам (если это разрешено в роддоме), она может оставить малыша у медсестер в детской палате. В хороших роддомах с внимательным персоналом можно получить ответы на все вопросы у врача и медсестер. Но в обычном среднестатистическом учреждении за ответом на каждый вопрос (а их у новоиспеченной мамочки немало) порой приходится побегать.
Плюсы здесь есть и связаны, в первую очередь, с удобством для мамы. У нее есть возможность отдохнуть, прийти в себя после родов, поспать. Каждые 6 часов медсестра приносит ребенка и оставляет максимум на час. То есть в общей сложности не более 6 часов – столько времени малыш проводит с мамой. В остальное время детки спят. Либо медсестры им делают процедуры. Маме остается только гадать: «Как там малыш, не плачет ли, не делают ли ему больно?»
Иногда раздельное нахождение является единственным возможным вариантом. Это зависит от состояния роженицы.
Система раздельного пребывания матери и младенца давно практикуется в роддомах. Врачи и медсестры действуют «по накатанной». Есть распорядок дня: кормление, переодевание, забор крови, прививки. Маме не нужно переживать, что назначена прививка, а малыш спит. Если роддом практикует такую систему десятилетиями, весь персонал привык и сбоев почти не бывает.
Поэтому если выбирать между хорошим роддомом с раздельным нахождением и роддомом так себе, зато с совместным, я бы выбрала первое. И сейчас объясню почему.
К сожалению, в некоторых роддомах с совместным пребыванием, перестроив форму, забывают о содержании. Мамочки, мечущиеся по коридору и ловящие медсестру с вопросом: «Что делать?» в новоявленных «совместных» роддомах не редкость. Объяснить, показать – на это у медсестер не всегда оказывается достаточно времени. Еще одна банальная недоработка – обед для матерей. Не успеешь вовремя подойти за обедом – останешься без него. А это для кормящей мамы «не есть хорошо».
Если вы решили, что совместное нахождение – то, что вам нужно, выбирайте роддом, где подобная система давно отработана, а не введена буквально вчера (или в прошлом году).
В последнее время совместное нахождение мамы и малыша в роддоме становится все более популярным. К счастью, несмотря на сложности, о которых говорилось чуть выше, во многих роддомах система прижилась и хорошо работает. Вот возможности, которые она дает молодой маме и новорожденному:
- Общение с самым близким человеком. Кроха с первых часов окружен маминой заботой. По сути, ему больше ничего и не нужно. Он спокоен и безмятежен.
- Навыки ухода за малышом. Практически всегда есть возможность, пусть не сразу, задать вопрос по уходу за ребенком медсестре или педиатру. Домой такие мамы приезжают уже подготовленные и родные удивляются: «Как ловко ты справляешься с малышом, будто всю жизнь только этим и занималась!»
- Мама спокойна, что ребенок получает только грудное молоко или строго определенное, а не какое-то неизвестное питание. «Как он там без меня, не плачет ли?» — эти вопросы при раздельном нахождении тоже добавляют беспокойства. Здесь же – все под контролем.
- Совместное пребывание в первые же часы полезно для налаживания грудного вскармливания. Малыш всегда при маме и может получить грудь, когда захочет. Молоко приходит быстрее и в нужных количествах. Необходимость докармливать смесью отпадает практически сразу.
- Частые прикладывания к груди ребенка в первые дни после родов также полезны для женского здоровья. Когда малыш сосет грудь, активнее сокращается матка, возвращаясь в обычное состояние. Значит, процесс восстановления организма после родов проходит быстрее.
У меня был опыт как совместного, так и раздельного нахождения с ребенком в роддоме. Со старшим сыном – обычный роддом с раздельным пребыванием, со средним – тот же роддом, но в совместной палате, с младшим – роддом, специализирующийся на совместном нахождении мамы и малыша. Все плюсы и минусы каждого варианта я ощутила на себе сполна. Вывод могу сделать такой: конечно, лучше вместе. Когда малыш рядом 24 часа в сутки, даже мамы первенцев на глазах превращаются в заботливых и умелых родительниц. Что касается необходимости выспаться, то в первую неделю после родов это вполне возможно, даже находясь рядом с малышом, поскольку он очень много спит сам.
Конечно, все индивидуально. Не всегда есть возможность выбрать вариант пребывания в роддоме: вместе с ребенком или отдельно. В этом случае не стоит расстраиваться, ведь роддом – это всего несколько дней. Дома, в спокойной обстановке, вы сможете расслабиться и наверстать все, чего на ваш взгляд, вам и малышу не хватило в медучреждении.
источник
Первые дни жизни — самые трудные для новорожденного. Он пришел в новый для него мир. Он впервые стал самостоятельно дышать, питаться, вступил в контакт с множеством микробов. У него все впервые. Поэтому первую неделю жизни новорожденные вместе с мамами проводят в родильном доме, где акушеры и детские врачи тщательно наблюдают за их состоянием.
Сразу после того, как ребенок появился на свет, ему очищают дыхательные пути от избытка слизи и влаги для облегчения дыхания, кладут на живот матери, перерезают пупочный канатик и на образовавшуюся культю накладывают специальную скобку. Затем однократно закапывают в глаза 2 капли антисептика — 1%-ного раствора нитрата серебра для предупреждения возможного инфицирования конъюнктивы новорожденного гонококками, когда он проходил через родовые пути. Если у мамы резус отрицательный, то из пуповины (из материнского остатка) берут кровь, определяют группу и резус. Только после этого малыша переводят в специальное детское отделение.
В физиологическом отделении наряду с постами для здоровых новорожденных выделяют пост для недоношенных и детей, родившихся в асфиксии, перенесших внутриутробную гипоксию, родовую травму, и других детей из групп риска.
Каждый ребенок при поступлении в отделение для новорожденных в течение всего периода пребывания находится под пристальным круглосуточным наблюдением медицинского персонала. В отделении новорожденных строго выполняется санитарно-противоэпидемический режим, четко выполняются правила действующих нормативных документов. В каждой послеродовой палате имеется все необходимое для ухода за новорожденными, в том числе раковина для умывания и подмывания малышей под проточной водой.
При приеме ребенка в палату медицинская сестра сверяет документы — текст браслеток, медальона и истории развития новорожденного, — отмечает точное время приема и особенности состояния ребенка: активность крика, наличие одышки, окраску кожных покровов; взвешивает малыша, записывает его массу тела и температуру в специальную графу истории развития новорожденного.
После приема ребенка в детское отделение медицинская сестра приступает к вторичной обработке новорожденного. Если позволяет состояние ребенка, она моет его, обрабатывает кожу и кожные складки, пеленает.
В отделениях новорожденных работают специально профилированные врачи-педиатры. Их называют неонатологами. Неонатолог проводит обязательный ежедневный осмотр детей, а после обхода детской палаты ежедневно рассказывает мамам о самочувствии каждого малыша, в том числе о том, как ей следует за ним ухаживать после выписки из родильного дома.
Педиатрический осмотр включает в себя общий осмотр новорожденного, при котором врач обращает внимание на цвет кожных покровов и видимых слизистых оболочек, двигательную активность, состояние мышечного тонуса, выраженность безусловных рефлексов. Уже в родильном доме малышу обязательно проведут обследование слуха. Врач-неонатолог ежедневно будет проводить оценку деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной и половой систем и, если в этом будет необходимость, пригласит для более углубленного осмотра какой-то отдельной системы более узкого специалиста (окулиста, хирурга, невролога). При подозрении на заболевание центральной нервной системы в родильном доме ребенку могут провести ультразвуковое обследование головного мозга через большой родничок — нейросонографию.
Обработку культи пуповины и пупочной ранки проводит врач-педиатр при ежедневном осмотре детей. Если при рождении на пуповинный остаток наложена повязка, то врач снимает ее на второй день жизни новорожденного. Пуповинный остаток и кожу вокруг него обрабатывают ежедневно сначала 95%-ным этиловым спиртом, а затем 5%-ным раствором перманганата калия, не касаясь кожи. Пуповину каждого ребенка обрабатывают индивидуальной палочкой с ватой, которую смачивают в 5%-ном растворе калия перманганата непосредственно перед употреблением. Если пуповинный остаток плохо мумифицируется (засыхает), то в первые дни его дополнительно перевязывают, а медицинская сестра во время каждого пеленания обрабатывает пуповину раствором перманганата калия (марганцовки). Возможно удаление пуповинного остатка на 2-3-и сутки — процедуру проводит неонатолог с помощью ножниц.
При отпадении пуповинного остатка пупочную ранку ежедневно последовательно обрабатывают 3%-ной перекисью водорода, 95%-ным этиловым спиртом и 5%-ным раствором калия перманганата, не трогая кожу вокруг пупочного кольца. Средства ухода за пуповиной и пупочной ранкой, кожными покровами и слизистыми новорожденного готовят к каждому пеленанию детей.
В родильном доме взвешивания ребенка проводятся ежедневно, учитываются любые изменения его массы тела, которая в определенной степени соответствует состоянию новорожденного. Так, в обыденном представлении большая масса отождествляется с крепостью и здоровьем, а малая — со слабостью и болезнями. Это весьма приблизительное суждение: нормальной считается масса новорожденного от 2,5 до 4 кг. Все дети на 2-3-й день жизни теряют в среднем до 200-300 г. Это так называемая физиологическая потеря, ее еще называют максимальной убылью веса и связывают с изменением гидрофильности (способности накапливать воду) тканей новорожденного и недостаточной способностью к усвоению пищи. В последующие дни (к моменту выписки из родильного дома) эта потеря, как правило, восполняется. На второй неделе жизни масса тела восстанавливается полностью и начинает закономерно увеличиваться.
В родильном доме каждому малышу обязательно проводят анализы на ряд тяжелых врожденных заболеваний, таких, как фенилкетонурия и гипотиреоз. Их ранняя диагностика особенно важна, ведь от сроков начала специального лечения напрямую зависит здоровье, умственное и психическое развитие ребенка в течение всей его жизни.
Фенилкетонурия — это врожденное, передающееся по наследству нарушение обмена веществ. Его причиной служит недостаточность определенного фермента, а именно фенилаланин-гидроксилазы. Она необходима для нормального обмена аминокислот, из которых строятся белки — «кирпичики» человеческого организма. В отсутствие этого фермента не происходит превращения аминокислоты фенилаланина в другую аминокислоту — тирозин. В результате резко возрастают уровни фенилаланина в крови и его производного — фенилкетона в моче. Накапливающийся фенилаланин воздействует на центральную нервную систему малыша. Самое тяжелое осложнение заболевания — задержка психического развития, которая в отсутствие лечения практически неизбежна.
Анализы крови на фенилкетонурию сейчас берут у всех новорожденных еще в родильных домах. Если анализ обнаруживает высокий уровень фенилаланина, необходимы дальнейшие исследования для подтверждения диагноза. Важность предварительных анализов у новорожденных связана с тем, что проявления заболевания, особенно задержку психического развития, можно предотвратить всего лишь диетой с малым количеством фенилаланина. Для этого разработаны специальные питательные смеси. Поэтому чрезвычайно важно установить диагноз в самой начальной стадии еще в родильном доме или, по крайней мере, не позднее 2-го месяца жизни, когда могут проявиться первые признаки болезни. Для этого всех новорожденных обследуют на предмет повышения концентрации фенилаланина в крови и моче уже в первые недели жизни. Проводимые анализы относятся к категории ориентировочных, поэтому при положительных результатах требуется специальное обследование с использованием точных количественных методов определения содержания фенилаланина в крови и моче (хроматография аминокислот, использование аминоанализаторов и др.), которое осуществляется централизованными биохимическими лабораториями.
В роддоме проводят также исследование крови для исключения такого заболевания, как гипотиреоз, при котором наблюдается дефицит гормонов щитовидной железы. При отсутствии лечения это заболевание приводит к тяжелой умственной отсталости.
Врожденный гипотиреоз встречается в среднем в 1 случае на 4000 новорожденных. Дородовая диагностика его пока затруднена. Да и сразу после рождения клинические проявления наблюдаются не более чем у 10% новорожденных с этим заболеванием. Практически все новорожденные с врожденным гипотиреозом выглядят обычно, ничем не отличаясь от обычных детей.
Поэтому самый надежный способ выявить это заболевание — программа массового обследования новорожденных, которая действует в нашей стране с 1994 года. Главная цель скрининга — ранняя (в первые 2 недели жизни) диагностика и терапия заболевания, так как каждый упущенный день без лечения у ребенка с врожденным гипотиреозом ведет к необратимым изменениям в клетках головного мозга, вследствие чего малыш становится инвалидом.
Во всех родильных домах нашей страны на 4-5-е сутки у доношенных и на 7-14-е — у недоношенных детей берут несколько капель крови из пяточки и наносят на специальный бумажный бланк, который отправляют в региональную медико-генетическую лабораторию. В обменной карте малыша ставится отметка о проведенном тесте.
При выписке из роддома убедитесь, что вашему малышу проведен скрининг-тест на фенилкетонурию и гипотиреоз.
Если результаты скрининг-теста на врожденный гипотиреоз и фенилкетонурию нормальные, то об этом не сообщается ни родителям, ни в детскую поликлинику. Если выявлены нарушения, то родителей с малышом вызывают для проведения повторного анализа. Если заболевание будет выявлено, очень важно сразу начать лечение препаратами гормонов щитовидной железы. Если лечение начать позднее 14-го дня жизни, есть большая вероятность, что ребенок будет отставать в нервно-психическом развитии, могут быть трудности при обучении в школе. Дальше процесс лечения таких детей должен находиться под контролем врача-эндокринолога.
Первые прививки производятся ребенку в родильном доме. Ваш малыш только что родился, и уже в первые сутки жизни ему предстоит первая вакцинация от гепатита В — она проводится в течение 24 часов после рождения, укол делают в бедро.
Вторая прививка, которая также проводится в родильном доме, — против туберкулеза. Ее делают всем здоровым новорожденным на 5-7-й день жизни путем внутрикожного введения вакцины БЦЖ, представляющей собой культуру ослабленных туберкулезных палочек. На месте введения вакцины на коже наружной поверхности левого плеча к моменту выписки новорожденного из родильного дома никаких следов не остается. Но через 4-6 недель в месте введения вакцины появляется инфильтрат (уплотнение) диаметром 3-8 мм, затем возникает пустула (гнойничок), напоминающая пузырек, после чего образуется корочка и, наконец, небольшой втянутый рубчик, остающийся на всю жизнь. Пока не образуется рубчик, место введения вакцины необходимо оберегать от загрязнения и травм: не тереть его губкой во время купания, предохранять от трения об одежду. Нет нужды его чем-нибудь смазывать, прикрывать ватой или бинтом. При значительном воспалении, а тем более — при появлении признаков нагноения ребенка следует немедленно показать врачу.
Если после прививки против туберкулеза не остается никакого следа, нельзя быть уверенным, что иммунитет развился в должной мере. По этому поводу нужно также обязательно проконсультироваться с врачом.
Примерный распорядок дня для новорожденного, находящегося в детской палате отдельно от мамы, таков:
В детской палате находится 4-10 малышей. Медицинская сестра имеет возможность наблюдать за всеми детишками, так как перегородки между палатами, как правило, стеклянные. Малыши лежат в специальных прозрачных пластиковых кроватках. В этих же кроватках их каждые 3 часа привозят к мамам на кормление.
Если малыш находится в детской палате, то во многих роддомах учитывается желание мамы относительно вскармливания. Так, если мама настаивает на грудном вскармливании, то малышу не дают ничего, кроме маминой груди. Если же мама не настаивает исключительно на грудном вскармливании, ребенка могут докармливать адаптированной молочной смесью, особенно в ночное время. От практики допаивания малыша раствором глюкозы в настоящее время отказались.
Мытье, обработку кожи, кожных складок медицинская сестра повторяет при каждом перепеленании. В осенне-зимнее время ребенка пеленают в одеяло или конверт с вложенным в него одеялом, а в жаркое время года — только в пеленки или конверт. Все пеленки, используемые для новорожденных, обрабатываются в специальных автоклавах (приборы, где создается высокая температура, позволяющая дезинфицировать белье). Их меняют по мере загрязнения и при пеленании перед каждым кормлением. У доношенных детей голову оставляют непокрытой. Со второго дня жизни доношенных детей пеленают с открытыми руками (свободное пеленание). В этом случае используют распашонки с длинными раскрытыми рукавами, чтобы был свободный доступ воздуха к кожным складкам.
Утром перед первым кормлением медицинская сестра подмывает детей под краном, затем измеряет им температуру и взвешивает, совершает утренний туалет, который включает в себя обработку глаз, носовых ходов и лица. Носовые ходы и наружные слуховые проходы чистят только при необходимости стерильной ватой, скрученной жгутиком и смоченной в стерильном вазелиновом масле. При задержке выписки из родильного дома по различным причинам новорожденному при отсутствии на это противопоказаний проводят ежедневные купания с добавлением в ванну с водой раствора перманганата калия 1:10 000 (1 мл 5%-ного раствора на 100 мл воды).
Во многих родильных домах созданы палаты совместного пребывания матери и ребенка, где ухаживать за новорожденными в первые сутки маме помогает детская сестра. В последующие дни родильница сама ухаживает за младенцем под контролем детской сестры и врача-педиатра. Если по каким-то причинам (например, по состоянию здоровья мамы) малыша из палаты совместного пребывания временно переводят в общую детскую палату, дежурная медицинская сестра будет постоянно наблюдать и ухаживать за ним там, поэтому беспокоиться о том, что малыш останется без присмотра, не надо.
При возможности следует отдавать предпочтение совместному пребыванию матери и ребенка. Такое пребывание значительно снижает частоту заболеваний родильниц в послеродовом периоде и частоту заболеваний детей. При этом мама активно участвует в уходе за своим малышом, что ограничивает контакт ребенка с персоналом акушерского отделения, создает благоприятные условия для заселения организма новорожденного микрофлорой матери, снижает возможность инфицирования ребенка микробами, обитающими в роддоме. При таком режиме малыш при удовлетворительном состоянии может прикладываться к груди по требованию. Совместное пребывание матери и ребенка, грудное вскармливание способствуют быстрой адаптации обоих в послеродовом периоде и ранней выписке из стационара.
Примерный распорядок дня для новорожденного при совместном пребывании с мамой практически не отличается от того, который предлагается обычно в этот период. Единственное отличие — это то, что при совместном пребывании происходит непрерывный контакт мамы с младенцем, а потому более частое (по требованию) прикладывание к груди, что более благоприятно, так как способствуют наступлению ранней лактации, хорошему сокращению матки, более быстрому получению навыков по уходу за ребенком. При совместном пребывании мамы и малыша все манипуляции, необходимые для ухода за малышом, выполняет мама. В первое пеленание детская сестра обучит маму необходимым навыкам. Если что-то не получается, то всегда можно обратиться за помощью к дежурной медицинской сестре. Как правило, если маме тяжело справляться с новыми обязанностями, существует и возможность отдать малыша в детскую — если не на весь день, то хотя бы на ночь.
При неосложненном течении послеродового периода у родильницы и раннего неонатального периода у новорожденного, при отпавшей пуповине и хорошем состоянии пупочной ранки, положительной динамике массы тела ребенка и при условии правильного и своевременного патронажа мать с ребенком могут быть выписаны домой на 4-5-е сутки после родов.
Перед выпиской из родильного дома врач-педиатр в каждой палате проводит беседу с родильницами об уходе и вскармливании ребенка в домашних условиях, а дежурная медицинская сестра обрабатывает и перепеленывает ребенка, одевая его в заранее принесенную домашнюю одежду.
Температура воздуха выписной комнаты (22-24°С) ежедневно контролируется. Пеленание детей производится на специально установленных пеленальных столах, которые после каждого ребенка обрабатываются свежеприготовленным дезинфицирующим раствором. Для соблюдения необходимой преемственности в обслуживании новорожденного между родильным домом и детской поликлиникой врач-педиатр родильного дома отмечает в обменной карте основные сведения о матери: состояние ее здоровья, особенности течения беременности и родов, имевшие место оперативные вмешательства, оценку новорожденного по шкале Апгар, мероприятия, проводимые в родильном зале (если ребенок в них нуждался). В обменной карте отмечаются также особенности течения раннего неонатального (послеродового) периода: время отпадения пуповины и состояние пупочной ранки, масса тела, длина, окружности головы и груди, состояние на момент рождения и при выписке, дата вакцинации и серия вакцины БЦЖ (если не делали — обоснование ее отвода), данные лабораторных и других обследований, в том числе пробы на фенилкетонурию и гипотиреоз. В случае несовместимости крови матери и новорожденного по резус-принадлежности или по АВО-системе (группа крови) в обменной карте отмечают резус-принадлежность, группу крови матери и ребенка и показатели крови малыша в динамике.
В дальнейшем за состоянием малыша будут наблюдать педиатр и другие специалисты детской поликлиники или медицинского центра.
источник