1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов: мужскому, женскому, среднему.
Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :
мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко – мужской род;
моя жена, моя стена, моя ночь – женский род,
моё окно, моё небо, моё животное – средний род.
Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу – мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).
2. Род неизменяемых существительных определяется следующим образом.
Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.
Храбрый идальго, изысканная леди.
Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.
Военный атташе, ночной портье.
Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.
Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
Шимпанзе кормила своих детёнышей.
Исключения: цеце, иваси – женский род.
Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.
Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.
Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).
3. Особую группу составляют существительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.
Какой ты неряха ! Какая ты неряха !
Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.
Нерях а , заводил а , запевал а , работяг а , грязнул я , стиляг а , пьяниц а , неженк а , сон я , плакс а .
4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.
1. Большинство существительных имеют два числа – единственное и множественное. В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа – несколько предметов.
Карандаш – карандаши; врач – врачи.
2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.
Только форму единственного числа имеют:
большинство вещественных существительных;
Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.
большинство отвлечённых существительных;
Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.
большинство собирательных существительных;
Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.
большинство имён собственных.
Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.
1) у вещественных существительных форма множественного числа имеет значение:
вино – десертные вина, масло – технические масла;
б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:
вода – воды океана, песок – пески Каракумов;
2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:
а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:
возможность – новые возможности, радость – наши радости;
б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:
Только форму множественного числа имеют:
некоторые вещественные существительные;
некоторые отвлечённые существительные;
Именины, выборы, нападки, козни, побои.
некоторые имена собственные;
Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».
слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;
Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.
некоторые названия отрезков времени.
Сумерки, сутки, будни, каникулы.
1. В русском языке шесть падежей:
Падеж | Вопросы |
---|---|
Именительный | кто? что? |
Родительный | кого? чего? |
Дательный | кому? чему? |
Винительный | кого? что? |
Творительный | кем? чем? |
Предложный | о ком? о чём? |
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.
Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу – Д. п.
Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.
Ср.: У меня есть [кто? что?] друг – И. п.
2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).
Ср.: Я видел [кого? что?] друга – В. п.; Здесь нет [кого? чего?] друга – Р. п.; Я видел [кого? что?] фильм – винительный падеж; В кинотеатре демонстрируется [кто? что?] фильм «Сталкер» – именительный падеж.
3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.
Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу.
4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.
2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением.
Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.
Он сидел [в ком? в чём?] в пальто – единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто – единственное число, родительный падеж.
3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа. Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.
Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):
1-е скл. | -а, -я | Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . | Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля. |
2-е скл. | нулевое | Существительные мужского рода с нулевым окончанием. | Дом □ , край □ , мяч □ , планетарий □ . |
-о, -е | Все существительные с окончаниями -о, -е . | Окно, поле, подозрение – средний род; волчище, подмастерье – мужской род. | |
3-е скл. | нулевое | Существительные женского рода с нулевым окончанием. | Мать □ , дочь □ , ночь □ , степь □ . |
Если существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из трёх типов склонения! |
4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).
5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек – люди), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:
человек (единственное число) – склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) – склоняется как существительное 3-го склонения.
6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
И. п. | Мама | Няня | Ария | Мамы | Няни | Арии |
Р. п. | Мамы | Няни | Арии | Мам | Нянь | Арий |
Д. п. | Маме | Няне | Арии | Мамам | Няням | Ариям |
В. п. | Маму | Няню | Арию | Мам | Нянь | Арии |
Т. п. | Мамой(-ою) | Няней(-ею) | Арией(-ею) | Мамами | Нянями | Ариями |
П. п. | О маме | О няне | Об арии | О мамах | О нянях | Об ариях |
Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии.
На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья и др. – это правило не распространяется (!).
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
И. п. | Дом | Конь | Кий | Дома | Кони | Кии |
Р. п. | Дома | Коня | Кия | Домов | Коней | Киев |
Д. п. | Дому | Коню | Кию | Домам | Коням | Киям |
В. п. | Дом | Коня | Кий | Дома | Коней | Кии |
Т. п. | Домом | Конём | Кием | Домами | Конями | Киями |
П. п. | О доме | О коне | Об кии | О домах | О конях | Об киях |
На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. – это правило не распространяется (!).
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
И. п. | Окно | Море | Здание | Окна | Моря | Здания |
Р. п. | Окна | Моря | Здания | Окон | Морей | Зданий |
Д. п. | Окну | Морю | Зданию | Окнам | Морям | Зданиям |
В. п. | Окно | Море | Здание | Окна | Моря | Здания |
Т. п. | Окном | Морем | Зданием | Окнами | Морями | Зданиями |
П. п. | Об окне | О море | О здании | Об окнах | О морях | О зданиях |
Ср.: о здании, о решении, о бытии.
На существительные на -ьё (окончание -ё ): житьё, бытьё, мытьё и др. – это правило не распространяется (!).
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
И. п. | Ночь | Ночи |
Р. п. | Ночи | Ночей |
Д. п. | Ночи | Ночам |
В. п. | Ночь | Ночи |
Т. п. | Ночью | Ночами |
П. п. | О ночи | О ночах |
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|---|
И. п. | Время | Путь | Времена | Пути |
Р. п. | Времени | Пути | Времён | Путей |
Д. п. | Времени | Пути | Временам | Путям |
В. п. | Время | Путь | Времена | Пути |
Т. п. | Временем | Путём | Временами | Путями |
П. п. | О времени | О пути | О временах | О путях |
► Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:
источник
Нет, по правилам грамматики у существительных во множественном числе род не определяется. Чтобы определить род,нужно изменить форму слова на единственное число и определить его род.Например: кавычки— кавычка (женский род),тапочки— тапочка (женский род), погоны—погон (мужской род).
Существует целый ряд существительных,имеющих только форму множественного числа.Например, ворота, грабли, румяна, белила, чернила, сливки.Эти существительные не относятся ни к одному из трех типов склонения из-за невозможности определить род.А склоняются они по типу склонения существительных множественного числа.
Определить род во множественном числе можно, только поставив существительное в форму единственного числа, именительного падежа. Например, и мальчики, и девочки во множественном числе рода не имеют, о них можно сказать «они». Но в именительном падеже едиственного числа мальчик — «он», а девочка — «она».
Исключения из этого правила — те существительные, которые всегда пребывают во множественном числе: ножницы, очки, брюки и т.д. Эти слова в едиственный род поставить нельзя, как и определить род во множественном числе.
Я знаю, что в середине прошлого века предлагалось ввести особый род для существительных, которые имеют только множественное число — парный, но кажется эта идея не собрала большого числа сторонников, так что сейчас по прежнему род у существительных определяется только в единственном числе. Поэтому если имеется существительное во множественном числе, его ставят в единственное и в именительный падеж, а потом определяют род. Пример: множественное число Медведи, единственное — Медведь, мужской род. Мыши — Мышь, женский род. У многих заимствованных слов, единственное число может окончанием походить на множественное, например Колибри, но тут уже свои правила определения рода.
Если вам при морфологическом разборе встретилось слово, которое стоит во множественном числе, то род у таких слов не определяется, то есть вообще пропускаете этот признак.
Если же нужно определить, например, род существительного столы, то просто ставите в единственное число и получаете стол (он мой), то есть существительное стол относится к мужскому роду, а существительное столы рода не имеет.
Не имеют рода и существительные, которые всегда имеют форму только множественного числа. Например, весы, Карпаты, шахматы, прятки, Альпы. Определить род у них никак не получится, так как даже в единственное число поставить не получится.
До реформы Лучарского, начавшейся в 1918 году, существительные во множественном числе имели род, а поэтому и писались, и произносились по разному: для существительных мужского рода употреблялось окончание -ые, а для женского и среднего -ыя: зеленые стулья, НО — зеленыя тетради и зеленыя окна.
Пример подобного употребления в одной из од Михаила Ломоносова:
В современном русском языке для того, чтобы определить род требуется преобразовать слово в единственное число, при условии, что это возможно. Слова, употребляемые только во множественном числе, категории рода не имеют, например: санки, брюки и т.д.
Множественное число могут иметь слова разных частей речи. Например, существительные, прилагательные, глаголы, причастия, некоторые разряды местоимений.
Род во множественном числе обычно не определяется, нужно форма единственного. Например, красивые (дома, девочки, окна) — мн. число; в ед. числе красивый дом, красивая девочка, красивое окно.
Попробуем вспомнить грамматику русского языка для ответа на данное задание. Согласно правилам, определить род слова, стоящего во множественном числе, нельзя. Именно для этого мы должны изменить слово, поставить его в единственное число, после чего и определить род. Например: кошки в единственном числе — кошка, она, женский род. Ответ НЕТ.
На самом деле, род существительного, употребляемого в русском языке только во множественном числе, в большинстве случаев и до определённой степени определить всё же можно.
Действовать нужно так, как действовали наши прапрадеды до реформы 1918 года: поставить существительное в форму род. падежа: нет чего? — брюк, ножниц, но нет чего? — часов. В первом случае — явно женский или средний род (ср.: нет чего? — сестёр, солнц), во втором — мужской (нет чего? — домов). Если же теперь посмотреть на форму им. пад., то ясно, что и «брюки». и «ножницы» — рода женского, потому как у среднего окончание мн.ч. — -а: пример — пара «окно — óкна».
В дореформенном правописании определять таким образом род было важно, чтобы правильно выбрать окончание согласующегося с этим существительным прилагательного: -ые/-iе для м.р. либо -ыя-/-iя для ж. и ср.р.; а также чтобы правильно выбрать форму местоимения 3л. мн.ч.: они (м.р.) или онѣ (ж. и ср.р.).
Разумеется, это правило работает не до конца: картину портит, напр., группа существительных мужского рода, склоняющихся во мн.ч по женскому правилу («рота солдат») и существительные муж. и ср. родов с нетипичными окончаниям мн. числа («дома», «уши», «веки»). Но общее правило всё же таково.
источник
Определение рода имён существительных во множественном числе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
План-конспект и презентация открытого урока по русскому языку в 3 классе.
Вложение | Размер |
---|---|
rod_imen_sushchestvitelnykh.pptx | 2.21 МБ |
rod_imen_sushch._mn.chisla.docx | 706.07 КБ |
prilozhenie_1.docx | 13.67 КБ |
prilozhenie_2.docx | 970.55 КБ |
Род имён существительных Презентацию подготовила учитель начальных классов ФГОУ-СОШ № 21 МО РФ Шахназарян Инна Гамлетовна. г.Ереван 201 0 г.
телеграмма Мы – первоцветы,и за это нас срывают. Мы даже боимся распускатся первыми в лесу.А что хорошего?Всё равно сорвут. Помогите нам. Ваши друзья Подснежники.
САД МОЙ БРАТ МОЙ СТУЛ МОЙ
РУЧКА ТУЧКА ТЕТРАДЬ МОЯ МОЯ МОЯ
ОКНО СЕЛО МОРЕ МОЁ МОЁ МОЁ
Дер.во ж.вёт к.рнями , а ч.л.век друз.ями .
Дер е во ж и вёт к о рнями, а ч е л о век друз ь ями.
Снова птицы летят К берегам расторгающим л ё д . Солнце тёплое ходит высоко И душистого ландыша жд ё т .
Мн.ч. Ед.ч. он мой она моя оно мое М.Р. Ж.Р. С.Р.
Существительные изменяются не изменяются по родам
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЧИСЛАМ. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ БЫВАЮТ МУЖСКОГО, ЖЕНСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Часть речи Предмет кто? что? одуш . неодуш . Число ед.ч. мн.ч. Род м.р. ж.р. ср.р.
План-конспект открытого урока
(Рамзаева Т. Г. Русский язык: учебник для 3 кл.
четырёхлет. нач. шк. – М.: Дрофа, 2005.)
Тема: Определение рода имён существительных во множественном числе.
— обучающие : познакомить учащихся с определением рода имен существительных во множественном числе, формировать умение определять род имен существительных в единственном числе, способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса;
— развивающие: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, наблюдательность, внимание, развивать речь, память, мышление;
— воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к родному языку, воспитывать бережное отношение к природе, привитие навыков культуры поведения на природе.
Задачи: — познакомить с приёмом определения рода имён
существительных во множественном числе;
— закрепить знание приёма определения рода имён существительных в единственном числе;
— развивать мышление и речь.
Оборудование: — компьютер, проектор, презентация PowerPoint,
— правила друзей природы (Приложение 2),
— поощрительные карточки с подснежниками,
-у каждого ученика рабочие листы с заданиями
Учитель . Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, ребята! Садитесь, девочки, а теперь — мальчики.
Учитель. Сегодня у нас очень интересная тема «Род имён существительных». Мы с вами научимся определять род у существительных множественного числа.
III. Сообщение целей урока
Учитель. К концу этого урока вы должны твердо знать, как определить род и число имени существительного, уметь определять род имен существительных. Будем развивать умение распознавать изученные орфограммы, правильно писать слова на изученные орфограммы, выполнять различные виды разборов. На уроке будем работать над развитием орфографической зоркости, внимания, будем учиться анализировать, сравнивать, сопоставлять. Поговорим о бережном отношении к родной природе.
Учитель . Перед вами лежат рабочие двойные листы. Откройте и запишите 14 февраля
Недавно мы отмечали Масленицу. А какое время года люди готовятся встретить с приходом Масленицы.
Учитель. Что изменяется в природе с наступлением весны?
Дети. Дни становятся длиннее, солнце греет больше, снег тает, птицы прилетают из тёплых краёв.
Учитель. Отгадайте загадку.
Раньше всех весну встречает.
Учитель. Нам пришла телеграмма. ( СЛАЙД № 3 )
Учитель читает телеграмму (СЛАЙД № 4)
Учитель. Мы в этом году готовили экологические плакаты, сообщения на экологические темы, ездили в питомник, я думаю, мы сможем помочь нашим друзьям. Давайте отправимся в лес и развесим по всему лесу правила друзей природы. Мне кажется, что многие люди просто не знают о них.
Ну, что в путь! ( СЛАЙД № 5 ) Но помните, что лес чудесный и благодаря вашим знаниям и умениям у вас на полянке будут пробиваться подснежники.
Учитель. Как надо ходить по лесу?
Дети. В лесу надо ходить по тропинке, чтобы не топтать траву.
Вывешивается первое правило друзей природы.
Учитель. А магнитофон возьмём с собой, чтобы веселее было?
Дети. Нет. В лесу нельзя шуметь!
Вывешивается ещё одно правило друзей природы.
Учитель. Тропинка привела нас к избушке. Кто живёт в этой избушке? СЛАЙД № 6.
Учитель. Послушайте , что произошло с существительным. Среди частей речи прошёл слух, что заболело Имя Существительное. Его приятель Местоимение, всегда готовый помочь и поработать вместо любого имени, пришёл проведать своего товарища. А существительное лежит и стонет.
— Что с тобой? – спрашивает друг.
— Всё ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.
— Да,- задумалось Местоимение. — По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.
— Ну что ты! – возмутилось Существительное. – Ученик он, значит мужской род. Ученица она, значит женский род.
— Так ведь это одушевлённые существительные со значением лица. А как быть с такими, словами как, например, бассейн, море?
Вздохнуло Существительное и ещё больше помрачнело.
— Послушай – воскликнуло Местоимение. – Не грусти! Я могу тебе помочь. Постараюсь не оставлять тебя в одиночестве, буду с тобой рядом и помогу определять твой род: мой класс – м.р. , моя книга – ж.р. , моё яблоко – с.р.
Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать.
Какое правило вы знаете для определения рода?
Дети. Женский род запомню я
Отвечавшие получают карточки с подснежниками (ученику, получившему карточку, сообщается, что у него на полянке расцвёл подснежник).
Учитель. Что ж проверим, как вы можете правильно подбирать местоимения. После как высвечивается слово, вы хором называете местоимение-помощник.
Учитель. Род мужской, конечно, мой: (щелчок)
Учитель. Женский род, помню я ,
Учитель. Средний род – оно, моё.
Учитель. Скажем спасибо другу-помощнику. Не зря говорят, что друг познаётся в беде. Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?
Дети. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Учитель. А вот ещё одна пословица о дружбе. Как вы её понимаете? Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
Дети. Дер е во — дер е вья
Ж и вёт – ж и -ш и пиши с буквой и .
Ч е л о век – словарное слово, надо запомнить написание.
Друз ь ями – разделительный ь .
Здесь и далее в ходе урока за правильные ответы дети получают поощрительные карточки (учитель комментирует: “У тебя на полянке пробился подснежник!” ).
Учитель. Проверьте (СЛАЙД № 11) и запишите пословицу в рабочих листах.
Учитель: — А сейчас, чтобы полностью успокоить имя существительное, давайте покажем ему, как мы легко определяем род. Задание № 2. Словарный диктант. Я буду диктовать слова, а вы их распределяйте в соответствующие колонки.
Дорога, ветер, завтрак, пальто, ягода, месяц, молоко, мороз, погода, деревня, чувство, растение.
Дети записывают в тетрадях
— Что это за слова? Что общего между этими словами?
Дети. Это словарные слова. Их надо запомнить.
Учитель: — Ребята, вы не забыли, что мы в лесу. Закройте глаза и представьте красоту весеннего леса. Глубоко вдохнём свежего лесного воздуха и медленно выдохнем. Откройте глаза.
Учитель: Посмотрите, ребята, на экран! ( На экране птицы в небе .) Что мы видим на этой весенней картине?
Дети. Перелётные птицы возвращаются домой из тёплых стран.
Учитель. А как помогают птицам настоящие друзья природы?
Дети. Зимой развешивают кормушки и подкармливают птиц, а весной делают для них домики.
(Вывешивается правило друзей природы №2).
К берегам, расторгающим лёд.
Солнце тёплое ходит высоко
Итак, задание № 3.Найдите и подчеркните главные члены предложения. Определите род подлежащего.
Вначале рассмотрим подлежащее солнце.
Дети: солнце ед. ч., ср.р. (оно, моё).
Учитель. А теперь рассмотрим существительное птиц ы мн.ч. Как определить род у существительных множественного числа?
птиц ы мн.ч., ? род птиц а (ед.ч., она, моя) жен. род
Учитель : Есть ли в этих предложениях ещё существительные во множественном числе?
Учитель: Как определить род имен существительных во множественном числе?
Дети: Надо поставить существительное в единственное число и с помощью местоимения определить род.
К берегам берег ( ед.ч., он, мой) муж. род
Учитель: Давайте составим схему определения рода у существительных множественного числа.
Дети: Существительное множественного числа ставим в единственном числе. Затем подбираем нужное местоимение и определяем род.
Скачем мы на правой ножке.
Доска раскрывается, на ней прикреплено дерево, вокруг него на магнитиках прикреплены слова: огрызки, яблоки, пакеты, бутылки, стёкла, угольки, салфетки.
Учитель: Мы подошли к дереву. Оно просит нас о помощи. Недавно здесь отдыхала группа ребят. Посмотрите, сколько мусора они оставили после себя. Давайте вспомним, как надо себя вести, когда отдыхаешь на природе.
Дети: Нельзя оставлять после себя мусор, остатки пищи можно закопать в землю, а остальное сложить в пакеты, вывезти из леса и выбросить в ближайшую урну для мусора.
(Вывешивается правило друзей природы №3).
Учитель: Надо убрать мусор вокруг дерева и правильно разложить его по пакетам.
К доске прикрепляются три пакета (пакеты надписаны: м.р., с.р., ж.р.). Ученики поочерёдно выходят к доске, берут слово, определяют число, род и кладут в соответствующий пакет.
Учитель: Молодцы! Вот теперь, когда вокруг всё чисто, можно идти дальше.
Самостоятельно выполните задание №4.Определите и укажите стрелками род существительных.
Учитель: — Мы на развилке дорог. ( На экране появляется камень )
-Если мы выберем правильный путь, то выйдем на тропинку, которая приведёт нас домой, а иначе мы заблудимся в дремучем лесу.
— Прежде чем выбрать дорогу ,надо разобраться.
-Найдите в ваших работах задание №5. Подберём слова с одним корнем мужского и женского рода. Разберём их по составу слова:
ученик – ученица
медведь — медведица
волк — волчица
голубь — голубка
Учитель : -Какой вывод мы можем сделать из этого?
Дети: Здесь меняется не форма слова, а само слово. Это однокоренные слова, а значит, имена существительные по родам не изменяются.
Учитель: А теперь выполним задание №6: закончить предложение.
— Впишите название дороги, которую мы выбрали:
Имена существительные по родам не изменяются .
Учитель: Значит имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Вот мы и вышли на знакомую нам дорожку. Молодцы!
Учитель: Давайте подведём итог и расскажем всё, что мы знаем о существительном. Итак, что такое существительное?
Дети: Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что?.
Учитель : Как изменяются имена существительные?
Дети: Имена существительные изменяются по числам.
Учитель : Что вы знаете о роде имен существительных?
Дети: Имена существительные могут быть мужского, женского или среднего рода.
Учитель : Вот мы и вернулись из леса в родную школу.
Это путешествие у нас закончилось. Но нас ещё ждут много других интересных приключений.
Домашнее задание в рабочих листах задание № 6.
И ещё, если вам урок не понравился, то оставьте титульный лист чистым, если урок вам показался средним, нарисуйте заснеженную полянку, а если урок вам очень понравился, тогда на титульном листе тетради нарисуйте подснежник на весенней поляне.
источник
На этом уроке вы узнаете, какого рода бывают имена существительные, потренируетесь в определении рода имён существительных в единственном и во множественном числе, понаблюдаете за родовыми окончаниями имён существительных. Почему род – это постоянный признак имён существительных? У каких имён существительных нельзя определить род? Существуют ли имена существительные общего рода? На эти вопросы вы сможете получить ответы на уроке
У наших предков, древних славян, когда-то все вещи и существа разделялись на три класса – мужского рода, женского рода и «вещественного» (или «вещного»). Они обожествляли многие предметы, наделяя их женским или мужским родом.
Например, слово дитя – вещного рода у древних славян. Дети во все времена не имели права обладать личной собственностью. (В. Волина)
Знаете ли вы, что есть языки, в которыху существительных нет никакого рода. Это английский, финский, турецкий, китайский, японский и другие.
Есть языки, в которых существительные имеют толькодва рода. Это французский, испанский, итальянский.
Есть языки, в которыхродов намного больше, чем в нашем языке.
Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». (Н. Бетенькова)
Тема урока: «Род имён существительных. Родовые окончания имён существительных».
Прочитай имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин?
Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тётя, дочь, прадедушка, мужчина, женщина.
В русском языке имена существительные бывают мужского рода и женского рода. Какого рода мы записали слова в каждый столбик?
Это слова мужского рода, так как к ним можно подставить слово он.
Это слова женского рода, так как к ним можно подставить слово она.
Какое слово можно подставить к этим словам?
Колесо, дупло, насекомое, полотенце – ОНО. Это слова среднего рода.
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Род имён существительных узнают, подставляя местоимения.
К именам существительным мужского рода можно подставить слова он, мой.
К именам существительным женского рода можно подставить слова она, моя.
К именам существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё.
Если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму. Начальная форма имени существительного отвечает на вопросы кто? что?
Вьюги снегу намели. (Вл. Приходько)
Журавли – во мн.ч., нач.форма – кто? журавль, он, м.р.
Грачи – во мн.ч., нач.форма –кто? грач, он, м.р.
Вьюги – во мн.ч., нач. форма – что? вьюга, она, ж.р.
Снегу – в ед.ч., нач. форма – что? снег, он, м.р.
Если имя существительное, например, женского рода, может оно быть мужского или среднего?
Имена существительные уже рождаются словами мужского, женского или среднего рода. По родам они не изменяются. Вот почему род – это постоянный признак имён существительных.
Двери и оконца. ( И. Заграевская)
Сугробы – во мн.ч., нач. форма – что? сугроб, он, м.р.
Двери – во мн.ч., нач. форма – что? дверь, она, ж.р.
Оконца – во мн.ч., нач. форма – что? оконце, оно, ср.р.
Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
Бигуди, жалюзи – нельзя употребить в единственном числе.
Санки – нельзя употребить в единственном числе.
Каникулы – нельзя употребить в единственном числе.
У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.
Например, брюки, щипцы, ножницы, сутки, сливки, опилки, чернила, прятки, шахматы, дрожжи, клещи, сумерки.
Интересны имена существительные: сирота, умница, плакса.
Умница – кого можно похвалить этим словом, мальчика или девочку?
Сравните: Он был круглым сиротой. Она была круглой сиротой.
Эти существительные в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать то как существительные мужского рода (Он был таким умницей!), то как существительные женского рода (Она была такой умницей!)
Это существительные общего рода.
Подберём ещё имена существительные общего рода: заводила, непоседа, тихоня, почемучка, зазнайка, сладкоежка.
Какие окончания могут быть у имён существительных в мужском, женском и среднем роде?
олень
стол
дочь
помощь
Закончите схему: впишите окончания.
У имён существительных мужского рода чаще всего окончания -а, -я, и нулевое.
У имён существительных женского рода окончания -а, -я и нулевое.
У имён существительных среднего рода окончания -о, -е, -ё.
(У некоторых существительных окончание -я, например, дитя, пламя, время).
Что общего в составе слов – имён существительных мужского, женского и среднего рода
У существительных мужского и женского рода могут быть одинаковые окончания -а, -я, нулевое.
Можно ли определить только по окончанию род имён существительных?
Повидл_, радуг_, пещер_, болот_, полян_, колен_, колёсик _, отчеств_, озер_.
Зная род имени существительного, подставляя слова оно, она, можно решить орфографическую задачу в окончании, правильно написать букву безударного гласного.
колен_, колёсик _, отчеств_, озер_ онό, окончание -о.
Повидло, радуга, пещера, болото, поляна, колено, колёсико, отчество, озеро.
В русском языке слово солнце – среднего рода.
В немецком языке слово солнце – женского рода («ди зоннэ»).
Англичане просто говорят «сан» (солнце), не относя это существительное ни к одному из существующих родов.
У французов солнце – мужского рода («ле солей»).
По-испански «эль соль» солнце – мужского рода.
Как распределяются по родам слова, которые пришли из других языков, то есть заимствованные слова?
В русском языке заимствованные слова сохраняют род, который они имели в иностранном языке.
Этим и объясняется тот факт, что в современном русском языке слова рояль, кофе, кенгуру относятся к мужскому роду;
сальто, шасси, домино – к среднему роду, а слово шаль – к женскому роду.
Существительные, заимствованные из языков, в которых нет рода, в русском языке получают его: баскетбол, футбол (из англ.) – мужского рода.
Проверь себя. Найдите имена существительные, определите их род.
Когда-то давно бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных табличках. На востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для письма часто использовали кожу животных – пергамент. В Древней Руси писали на берёзовой коре, бересте.
на табличках – табличка, ж.р.,
Это правило твоё! (Е. Семёнова)
На уроке вы узнали, что, если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму.
По родам имена существительные не изменяются.
У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.
Список литературы
- М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
- М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
- Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
- Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Домашнее задание
- К данным именам существительным подберите близкие по значению имена существительные. Укажите род.
Безмолвие – …
Слова для справок: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж.
Прочитайте текст. Определите род имён существительных.
В зоопарке Праги живёт большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно заболела. Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось. Горилле дали лекарство и ушли. Обезьяна мгновенно выздоровела. Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку.
Прочитайте текст. Найдите имена существительные, выпишите их в 3 столбика:
По утрам ко мне в кровать
Если б ручку мне в придачу,
Написать диктант любой… (Б. Заходер)
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник).
- Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
- Интернет-портал Gramota.ru (Источник).
- Интернет-портал Russisch-fuer-kinder.de (Источник).
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
источник