Меню

Казахские роды среднего жуза откочевывают к пределам среднеазиатских стран

Казахстан в XVIII в.

«Годы Великого бедствия» («Актабан шубырынды») по своим разрушительным последствиям сравнимы с монгольским нашествием

1723 — 1727 гг. вошли в историю казахского народа как «Годы Великого бедствия»

19 февраля 1731 г. императрицей Анной Иоанновной была подписана грамота о принятии в состав Российской империи Младшего жуза

Аблай ослабил военное могущество Джунгарии опираясь в основном на народных батыров

Агрессивная политика Джунгарского ханства представляла собой реальную угрозу не только для казахов, но и для России

Активное участие в борьбе казахского народа против джунгар Абылай (Абилмансур) начал в возрасте 15 лет

Благодаря заступничеству царских властей в 1741-1743 гг. Абылай был освобожден из плена у ойратов

В «Годы Великого бедствия» (1723-1727 гг.) особенно пострадала территория Жетысу

В «Годы Великого бедствия» казахские роды Среднего жуза вынуждены были откочевывать к пределам среднеазиатских ханств

В 1710 г. по решению первого курултая трех жузов единое ополчение казахов против джунгар возглавил Богенбай батыр

В 1718 году близ Аягуза в трехдневном сражении с джунгарами казахские ополчения потерпели поражение из-за того, что казахские султаны действовали разрозненно

В 1725 г. джунгарами были завоеваны города Казахского ханства Туркестан, Ташкент

В 1726 г. у реки Буланты в сражении казахских ополчений с джунгарами джунгары были разгромлены

В 1728 г. в сражении у реки Буланты казахские ополчения разгромили войска джунгар

В 1729 г. в местности Анракай в сражении казахских ополчений с джунгарами джунгары были разгромлены

В 1741 — 1742 годах внешнеполитическое положение казахов крайне обострило нашествие джунгарского правителя Галдан-Церена

В 1742 г. Россия потребовала от джунгарских правителей прекращения агрессии, защищая свои экономические интересы

В 1758 гг. Джунгария прекратила свое существование как самостоятельное государство т.к. была окончательно разгромлена Маньчжуро-цинскими войсками

В 1761 г. была превращена в Цинское имперское наместничество, прекратила свое существование как самостоятельное государство Джунгария

В 1771 г. часть волжских калмыков пытались откочевать через территорию Казахстана на свою историческую родину — в Джунгарию, но были разбиты казахами

В 40-е годы XVIII в. Россия для защиты своих экономических интересов от джунгар возводила новые крепости и форпосты в Верхнем Прииртышье

В выгодное положение, по отношению к казахскому ополчению, джунгар ставило наличие у них артиллерии

В годы «Великого бедствия» выдвинулись Кабанбай, Богенбай

В начале XVIII в. международные отношения в Центральной Азии обостряли агрессивные действия Джунгарского ханства

В начале XVIII в. реальную угрозу представляла не только для казахов но и для России агрессивная политика Монголии

В начале ХVIII в. наибольшая угроза для казахов нарастала со стороны Джунгарского ханства

В организации освободительной борьбы казахских жузов против ойратской агрессии важную роль сыграл хан Абулхаир

В освободительной борьбе казахского народа против джунгарской агрессии отличились Богенбай и Кабанбай

В ответ на протесты России о недопустимости вмешательства джунгар в дела казахов Галдан-Цэрэн требовал уничтожения русских крепостей в Прииртышье

В первой половине XVIII в. главной силой противодействия джунгарской агрессией оставалась освободительная борьба народа

В первой половине XVIII в. заметную роль в защите казахов в период джунгарской сыграли крепости в Верхнем Прииртышье

В первой половине XVIII в. полагая, что крепости станут опорой в борьбе с джунгарами, казахи не препятствовали их строительству в верхнем Прииртышье (на правом берегу Иртыша)

В первой четверти XVIII в. значительное влияние на международные отношения в Центральной Азии оказывало противоборство Джунгаро — казахское

В первой четверти XVIII в. к объединению трех жузов казахов побудили вторжения джунгар

В первой четверти XVIII в. положение казахов усугублялось не только джунгарской агрессией, но и нападением с севера Сибирских казаков

В первой четверти XVIII в. стратегическая цель джунгарских правителей заключалась в подчинении казахских степей своей власти

В период джунгарской агрессии начиная с середины 20-х годов XVIII в. батыры действовали сообща

В районе горы Ордабасы казахское войско было организовано и рассредоточено по принципу принадлежности к жузам

В результате вторжения 1711-1717 гг. джунгарские войска временно оккупировали часть Жетысу, используя свое военное превосходство

В решающий момент казахско-джунгарских войн дело спасения страны взял на себя народ

Вдохновителями национально-освободительной войны против агрессии Джунгарии являлись Толе би, Казыбек би, Айтеке би

Весной 1718 года состоялось трехдневное сражение казахского ополчения с джунгарами близ Аягуза

Война казахов против джунгар была войной за свободу и независимость

Выдающуюся роль в объединении казахских родов для освободительной войны с джунгарами сыграли Толе-бий, Казыбек-бий, Айтеке-бий

Главной причиной того, что казахи не воспользовались благоприятной ситуацией после победы в Анракайском сражении является борьба за трон между чингизидами

Главнокомандующим объединенного ополчения трех казахских жузов в борьбе с джунгарами, был назначен хан Абулхаир

Главным условием победы казахов над джунгарами в «Анракайском сражении» является выступление Казахских жузов единым фронтом

Годы великого бедствия «Актабан шубырынды» 20-ые годы XVIII века

Годы удачных отражений набегов джунгар 1711 г. и 1713 г.

Города казахского ханства, оказавшиеся под властью джунгар в 1725 году Ташкент, Туркестан

Грабительские набеги джунгар против казахов на рубеже ХVII-ХVIII вв. стали регулярными в годы правления Цеван Рабдана

Джунгария была разгромлена Китаем и прекратила свое существование в 1756 — 1758 гг.

Джунгария прекратила свое существование как самостоятельное государство и была превращена в 1761 г. Цинское имперское наместничество

Джунгаро-ойратские племена племена населяли западную Монголию

Джунгарские войска, дошедшие до Сарысу в 80-ые годы XVII века, возглавлял Шона Доба

Джунгарское ханство образовалось в 1635 г.

Джунгарское ханство образовалось в XVII в.

Джунгары нападали на казахские земли воспользовавшись распрями между феодалами

Для войны с казахами джунгары покупали вооружение и пушки у русских

Защищая свои экономические интересы, Россия в 1742 г. потребовала от джунгарских правителей прекращения агрессии

Казахи побеждали джунгар в XVIII веке у Буланты, Анракае

Крупная победа над жунгарами была одержана казахским ополчением в местности Анракай в 1729 году

Курултай трех казахских жузов близ Каракумов в 1710 г. был созван с целью организации ополчений для борьбы с джунгарами

Местность Анракай, где состоялось самое кровопролитное сражение казахов с джунгарами, в народных преданиях носит название «место стонов и рыданий врага»

Место сражения и победы казахского ополчения над джунгарами в 1728 г. в народной памяти сохранилось под названием «Калмак кырылган»

Место сражения и победы казахское ополчения над джунгарами в 1726 г. в народной памяти сохранилась под названием «Калмак кырылган»

На дипломатические протесты России в 1742 г. о недопустимости вмешательства джунгар в дела казахов Галдан-Цэрэн не реагировал

На курултае в 1710 г. было решено создать единое ополчение во главе с народным батыром Богенбаем

На курултае в Каракумах в 1710 году для организации отпора джунгарам было решено сформировать народные ополчения

Наибольшая угроза для казахов в первой четверти ХVIII в. (начале XVIII) нависла со стороны Джунгарского ханства

Общее командование объединенными силами трех казахских жузов было возложено на Абулхаир-хана

Общенародная борьба казахов против джунгар, достигнув значительных успехов, ослабла вследствие традиционных разногласий

Один из организаторов борьбы народа против джунгар, дальновидный политик, пользующийся авторитетом среди чингизидов и батыров Абулхаир

Одно из сражений казахско-джунгарских войн битва в районе р. Аягуз

Одно из сражений казахско-джунгарских войн Булантинское сражение

Одно из сражений казахско-джунгарских войн сражение в местности Анракай

Основная цель нашествий джунгарских правителей на территорию Казахского ханства захват кочевий и пастбищ

Основной из причиной угасания жизни городов на юге Казахстана в XVII-XVIII вв. являются джунгарские погромы

Основной причиной трагедии 1723-1727 гг. («Годы Великого бедствия») является отсутствие в казахском обществе политического единства

Первая крупная победа казахского народа в борьбе с джунгарами была одержана на р. Буланты в 1726 г.

По своим последствиям не менее тяжелым чем «Годы Великого бедствия» оказалось нашествие на Средний и Старший жузы Галдан-Цэрэна в 1741 — 1742 гг

Положение казахов в 1723 году было осложнено джутом

После Булантинского сражения для казахов создалась неблагоприятная ситуация вызванная опасностью втягивания в войну с волжскими калмыками

После победы близ Аягуза в 1718 году джунгары добились победы над казахами на берегах реки Арысь

Правитель Джунгарии носил титул хунтайши

Причиной того, что казахи не воспользовались благоприятной ситуацией и результатами победы в Анракайском сражении, является разногласия среди султанов

Причиной устранения реальной угрозы порабощения джунгарами казахских земель в 1745 г. была смерть правителя Галдан-Цэрэна

Самая крупная победа над джунгарами и освобождение Среднего и Младшего жузов произошли в 1730 году

Самое крупное сражение между казахским ополчением и джунгарами в местности Анракай в 1730 г. закончилось разгромом джунгарских войск

Стратегической целью жунгарских правителей — хунтайджи являлось подчинение огромных просторов Казахстана своей власти

Угрожающие масштабы вторжения Джунгарии в казахские земли приняли в 20-ые годы XVIII в.

Цеван Рабдан обрушил всю военную мощь на казахов в 1723 г.

Цель ликвидировать Джунгарию как самостоятельное государство вынашивала Цинская империя

источник

Усиление Джунгарии и ее агрессия против казах­ского народа. В первой четверти XVIII в. наибольшая угроза для казахов возникла со стороны Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах пика упрочения своего военного потенциала, политического веса в Центрально- Азиатском регионе. Соседство Джунгарии в непо­средственной близости от границ Казахстана представ­ляло собой реальную угрозу не только для казахов, киргизов, узбеков, алтайских и других народов, но и для России. Экономические и политические интересы в зоне алтайских горно-заводских предприятий побуждали Российское правительство и Сибирскую администрацию принять энергичные меры против далеко идущих уст­ремлений правителя Джунгарии Цэван-Рабдана. Страте­гическая цель джунгар стала ясна — подчинение огром­ных просторов казахских степей своей власти.

Опустошительные вторжения ойратских войск приня­ли характер постоянного противоборства еще в конце XVII в. с воцарением Цэван-Рабдана на джунгарском престоле. Первым крупным внешнеполитическим актом его явилось возобновление кровопролитной войны с Ка­захским ханством. Частые походы джунгарских войск выявили пагубность родоплеменных распрей перед ли­цом нараставшей из года в год угрозы агрессии. К тому же в военном отношении Джунгарское ханство представляло собою серьезную опасность и для России, и тем более для казахских родов, имевших на вооружении «лучной бой”, тогда как в джунгарской армии уже в конце XVII в. имелось огневое оружие с фитилем. На­личие артиллерии у джунгар ставило их в более выгод­ное положение. Кроме того, джунгары имели огромную по тем временам армию. Вооружение казахов значитель­но уступало джунгарскому: оно состояло в основном из луков, сабель, копий, лишь незначительная часть сарба­зов (воинов) была вооружена фитильными ружьями, убойная сила которых была невелика.

Политическая нестабильность в казахских жузах обус­ловливала агрессивность внешних врагов. Вторжение джунгарских войск 1711—1717 гг. подточило силы ка­захов. Используя свое военное превосходство, джунгар­ские войска временно оккупировали часть Жетысу, пе­редовые их отряды дошли до р. Сарысу в Центральном «Последствия джунгарских вторжений побудили изве­стных старшин, биев, народных батыров, наиболее даль­новидных чингизидов приложить усилия к объединению всех трех жузов. Первый курылтай (народное собрание кочевников) состоялся летом 1710 г. в районе Караку­мов. Было решено создать общее казахское ополчение во главе с видным народным батыром Богенбаем. Осозна­ние реальной угрозы, нависшей над Казахстаном, спо­собствовало тому, что в 1711 г. военные силы трех жузов дали отпор врагу. Джунгары отступили к восто­ку. В следующем году казахские отряды вторглись в пределы Джунгарского ханства. Ответный поход джун­гарского хунтайши Цэван-Рабдана в 1713 г. окончился провалом. Однако первые победы совместной борьбы не были закреплены. Страна оказалась в сложном положе­нии. Даже решительные действия казахского ополчения весною 1718 г. в районе р. Аягуз под предводитель­ством известных батыров — Кабанбая из рода каракерей и Жаугашара (Щакантая) не смогли выправить слож­ную ситуацию, в которой оказался Средний жуз.Положение усугублялось не только джунгарской аг­рессией. С северо-запада нападали башкиры, с севера — сибирские казаки, с юга часто беспокоили соседи — узбекские ханства, стремившиеся отторгнуть часть тер­ритории Старшего жуза. И все же наибольшую опас­ность представляла Джунгария, частые вторжения ко­торой в казахские земли в начале 20-х годов XVIII в. приняли угрожающие масштабы.

Грозный сосед Джунгарии на востоке — Цинская империя (Китай) поджидала благоприятной ситуации для достижения давно вынашиваемой цели — ликвида­ции как самостоятельного государства. После смерти цинского богдыхана Канси, длительное время воевавше­го с ойратами, на границе с Китаем установилось неко­торое затишье. Это дало в 1723 г. возможность Цэван- Рабдану обрушить всю военную мощь на казахов.

Агрессия Джунгарского ханства, вошедшая в исто­рию казахского народа как «Годы Великого бедствия” («Актабан шубырынды”), принесла страдания, голод, разрушения материальных ценностей, нанесла невоспол­нимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен. Казах­ские роды дорого заплатили за беспечность своих султа­нов и ханов: под напором джунгарских войск они вы­нуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло за собою откочевки части казахов Среднего жуза к пределам среднеазиатских ханств. Многие роды Старшего жуза перешли Сырдарью у впадения в нее р.Шыршык (Чирчик) и направились в сторону Ходжен- та. Некоторые роды Среднего жуза перебрались в Са­марканд. Казахи Младшего жуза откочевали вдоль рек Яик, Орь и Ыргыз и приблизились к границам России. Ведя непрерывные бои, часть казахов оказалась у преде­лов Тобольской губернии.

«Годы Великого бедствия” (1723—1727 гг.) по своим разрушительным последствиям сравнимы лишь с мон­гольским нашествием начала XIII в. Джунгарская аг­рессия значительно повлияла на международную ситуа­цию в Центральной Азии. Приближение тысяч семей к пределам Средней Азии, владениям волжских калмыков обострили ситуацию в регионе. Калмыки, каракалпаки,узбеки, нападая на обессилевших казахов, усугубили их и без того бедственное положение. В этот период особен­но пострадало Жетысу (Семиречье). Нелегким было по­ложение и в Восточном Казахстане.

Трагедия стала возможной не только вследствие вне­запности военных действий ойратских сил. Она была обусловлена отсутствием в казахском обществе полити­ческого единства в тяжелейший период истории Казах­стана. Даже в то время, когда калмыки разоряли мир­ные аулы, не успевшие откочевать на восток, чингизиды продолжали враждовать между собой.

В этот решающий момент дело спасения страны взял на себя народ, выдвинув из своей среды крупных пред­водителей народного ополчения: Кабанбая из рода кара- керей, Жанибека из рода шакшак, Наурызбая из рода шапырашты, Богенбая из рода канжыгалы, Малайсары, Баяна, Есета, Райымбека, Шакантая и др. Мудрые вдох­новители освободительной борьбы бии Каздауысты Ка- зыбек, Айтеке, Толе в этот сложный период сыграли выдающуюся роль в установлении согласия между ка­захскими родами.

Освободительная борьба казахского народа против джунгарской агрессии. Развивая свои военные действия, в 1725 г. джунгары захватили Туркестан и Ташкент. Традиционной караван­ной торговле в регионе был нане­сен значительный ущерб. Снова, как и в начале XVIII в., отличи­лись народные батыры — Боген- бай из рода канжыгалы, Кабан- бай из рода каракерей. Их слав­ные подвиги и пламенные речи о защите Родины стали широко из­вестны среди кочевников, воспева­лись степными акынами-импрови- заторами. Начиная с 1726 г. ус­пешные действия объединенных сил трех жузов начали давать свои результаты. Если раньше казахское ополче­ние действовало разрозненно, отряды формировались пре­имущественно по родовым признакам, то, начиная с середины 20-х годов XVIII в., ка­захские батыры действовали сооб­ща, координируя свои военные пла­ны в обширной Степи.

В 1726 г. в Тургайской степи у среднего течения р. Сарысу, в месте, где в нее впадает р. Булан- ты, казахское объединенное войс­ко нанесло ощутимое поражение джунгарским силам. Несмотря на вооруженность пушками и винтов­ками, джунгары не могли проти­востоять объединенной силе казах­ского народа и его батыров. Кро­вопролитное сражение в местности «Кара сиыр” («Чер­ная корова”) закончилось победой 60-тысячного войска казахов, киргизов и других народов. Это была первая крупная победа казахского народа в длительном, изну­рительном противоборстве с Джунгарским ханством. Ме­сто сражения надолго сохранилось в народной памяти и получило название «Место гибели калмыков” («Далмак кырылган”), в котором отразилась значительность пора­жения джунгарских сил.

Однако для казахов создалась неблагоприятная ситуа­ция. Она была вызвана прежде всего опасностью втяги­вания в затяжную борьбу с волжскими калмыками, находившимися в российском подданстве. Это заставило казахов пойти на перемирие с ними, чтобы обезопасить свои западные границы в условиях продолжающейся борьбы с самым опасным противником на востоке — Джунгарским ханством. Велико было значение победы 1726 г. для последующих удачных военных действий казахского войска и укрепления морального духа народ­ного ополчения. Отпор врагу стал решающим фактором в обеспечении территориальной целостности казахского государства.

С согласия видных султанов и известных полководцев общее командование объединенными силами ханства было возложено на хана Абулхаира, полководческое искусст­во которого снискало ему большое признание среди народа. К тому же он как один из организаторов борьбы народа против иноземных захватчиков и дально­ видный политик пользовался заслуженным авторитетом среди наиболее влиятельных чингизидов, а также народ­ных батыров. Не последнюю роль играло и такое нема­ловажное обстоятельство, что именно хан Абулхаир пользовался большим доверием соседней России, кото­рая, сокрушив такую сильную страну, как Швеция, оказывала все возрастающее влияние на ход междуна­родных отношений. Крепнущий авторитет России вызы­вал беспокойство и у джунгарских правителей.

Однако в 20-х годах XVIII в. политическая ситуация еще не благоприятствовала принятию Казахстаном рос­сийского подданства. Джунгаро-казахское противоборство продолжалось, оказывая значительное воздействие на меж­дународные отношения в Центральной Азии. В этих условиях все более остро ставился вопрос об освобожде­нии Джунгарией временно оккупированной территории Казахстана, в частности — Семиречья. Сосредоточение основных сил казахов в районе горы Ордабасы не было случайным. Отсюда удобнее было выйти на пограничные с Джунгарией районы и начать освобождение края.

Своеобразие местности позволяло казахским батырам незаметно для джунгарских лазутчиков сосредоточить в этом районе огромное количество вооруженных людей и расположить аулы, снабжавшие войско всем необходи­мым. Основные места сосредоточения казахских отрядов сохранились в топонимических названиях вдоль рек Бо- ролдай и Кошкар-ата: поселения Большой и Малой орды, ущелье Абулхаир хана. Судя по фольклорным материа­лам, казахское войско было организовано и рассредоточе­но в этом районе по принципу принадлежности к жузам.

Самое кровопролитное сражение с джунгарами про­изошло весной 1730 г. в местности Анракай, в южной оконечности озера Балхаш, где казахское ополчение раз­громило джунгарское войско. В народных преданиях это место носит название «место стонов и рыданий врага”. В сражении участвовали политический противник хана Абулхаира — султан Барак, хан Среднего жуза Абул- мамбет, родовые подразделения Старшего жуза во главе с ханом Болатом. Впервые правители трех жузов, отбросив межродовые разногласия, выступили единым сокрушительным фрон­том. Потерпевшее полное поражение войско завоевателей начало отступать по р. Или на восток. Но в это время предводители отрядов казахского ополчения в связи с внезапной смертью хана Болата рассорились из-за того, кому из них быть старшим ханом в трех казахских жузах. Главнокомандующий объединенными силами Абулхаир и правитель Среднего жуза Семеке покинули район сраже­ния. Разногласия среди ответственных за судьбу страны батыров, султанов и других крупных феодалов облегчили действия джунгар и свели на нет достигнутые результаты и многочисленные жертвы народа в борьбе с захватчика­ми. Под угрозу была поставлена независимость народа.

Хан Абулхаир с подчиненными ему отрядами Младше­го жуза отступил к границам России. Значительная часть Среднего жуза откочевала на север. Часть Старшего жуза, в наибольшей степени испытывавшая давление джунгар­ских сил, оказалась прижатой к Сырдарье и была вынуж­дена временно покориться джунгарам. Общенародная борь­ба, достигнув значительных успехов, вследствие ставших традиционными разногласий, ослабла. Усилиями народных масс все же сохранялась территориальная целостность государства, но по-прежнему оставалась угроза со стороны Джунгарии. В сложившейся ситуации следовало найти правильное политическое решение вопроса: дать прави­тельству России юридическое основание для открытого вмешательства в джунгаро-казахский конфликт.

1. Расскажите о последствиях джунгарского нашествия.

2. Каково было участие различных социальных групп казах­ского общества в организации отпора врагу?

3. Какую роль сыграли народ, видные политические деятели в достижении победы в сражениях с врагами?

Первое десятилетие XVIII века было ужасным временем в жизни киргизского народа. Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли их скот и уводили в плен киргизов целыми семействами. Холодные зимы, гололедицы и голод, как небес­ное испытание, увеличивали их бедствия. Один киргизский родоначальник в Оренбурге сравнивал печальное положение своих земляков с положением зайца, которого преследует целая свора гончих. 1723 год особенно памятен киргизам своим роковым характером и сохранился в народной памяти. .

Валиханов Ч. Абылай. Собр. соч. В 5-ти т.

. Переходы сил (т.е. отступление к среднеазиатским преде­лам, к границам России. — Ж.К) повлекли за собою неминуе­мое разорение и гибель. Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голода, другие бросали жен и детей своих.

Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. СПб., 1832. Ч. 2. С. 71-72.

источник

В Казахстане, как и в США, есть аграрный патриархальный Юг, космополитичный промышленный Север и дикий Запад — Старший, Средний и Младший жузы соответственно.

Для начала — дисклеймер.
1. Ни в коем случае не претендую на глубокое знание темы. Я в Казахстане — всего лишь путешественник, а как следует обсудить эту тему с компетентным казахом мне как-то не довелось. Всё нижесказанное — соединение книжной информации с субъективными впечатлениями туриста.
2. Так как большинство фотографий сделаны без спросу, я не могу гарантировать, что люди, изображённые на них, соответствуют тому, что описано в тексте рядом. Так что будем считать: фото людей — отдельно, текст — отдельно.

Три жуза — самая загадочная деталь казахской истории. Точно неизвестно ни когда они появились, ни при каких обстоятельствах, ни даже происхождение слова «жуз» (в переводе — «союз» или арабское «ветвь»). Разброс в датах — порядка тысячи лет: от тех времён, когда тюрки расселились по Великой Степи до эпохи войны с джунгарами, когда распалось Казахское ханство. Иногда жузы называют «ордами», «улусами», «ханствами» — но это неверно. Как бы то ни было, с одной стороны все три жуза существовали как разные государства со своими ханами и даже в состав России вошли по отдельности и с разбросом в сто с лишним лет, но с другой — никогда не забывали, что они один народ, не воевали между собой и при надобности объединялись против внешнего врага. Их кочевья сходились близ одинокой горы Улутау в 120км от нынешнего Жезказгана, в той стороне находится и мавзолей 13 века, где погребен мифический Алашахан — в дословном переводе «Пёстрый хан», то есть — Объединитель.

2.

Вообще, лишь в ХХ веке, стараниями советской власти, была затёрта главная степная единица — племена. Каждый степной народ, хоть башкиры, хоть туркмены, хоть монголы — это совокупность племён, искусственно консолидированных в 1920-30-е годы. Более того, народы и племена даже не совсем совпадают: допустим, найманы есть среди тюркоязычных казахов, киргизов и узбеков и среди монголоязычных бурят и собственно монголов; байулы — среди казахов и башкир, канлинцы — среди казахов, башкир и каракалпаков и т.д. Племена делятся на роды, и по идее каждый казах обязан знать родословную до 7-го колена — дело в том, что в старину лишь при такой глубине отсутствия родственников брак не считался кровосмешением. Всю это информацию содержат шежире (или «жеты-ата» — «семь дедов»), гениологические справочники рода, племени, жуза и наконец всей нации (последний, впрочем, уже современный проект). И в 21 веке казахи не забывают родства — каждый назовёт как минимум свой жуз, что же до племён, то как мне показалось, казахи и это в основном помнят, но русских без надобности не посвящают — скорее всего, просто исходя из того, что таких подробностей неказахам уже не понять. Но в любой части Казахстана от местных можно услышать примерно следующее: «Ты там дальше будь осторожнее! У нас тут народ гостеприимный, а там смотри — люди злые, хитрые!» (читай — «там другое племя живёт!»).
Атрибуты каждого племени — уран (девиз и боевой клич) и тамга — родовой знак. Вот на кладбище у мавзолея Алашахана сделанная из ветки тамга в форме Y — увы, я в отличие от казахов не помню, какого племени.

3.

Вообще, формирование Казахского ханства произошло в общем-то на крошеночном пятачке его огромной территории. В 1428 году распалась Золотая Орда, и в её среднеазиатской части Белой Орде правил Абулхаир, потомок Шибана — одного из сыновей Джучи, который был старшим сыном Чингисхана и получил в улус тюркскую степь. Также на трон претендовали султаны Жанибек и Керей — потомки Орда-Эджена, старршего сына Джучи. Подняв мятеж, они откочевали в Семиречье, то есть степь между Балхашом и Тянь-Шанем, а после смерти Абулхаира покорили его владения. Внук Абулхаира, Мухаммед Шейбани пытался бороться, но проиграв борьбу в в степи, откочевал в нынешний Узбекистан со своими сторонниками. Так произошло деление одного народа на казахов и узбеков, чьё соперничество за главенство в Средней Азии продолжается до сих пор.

4. Мавзолей Джучи, старшего сына Чингисхана

Столица Казахского ханства в разные годы менялась: Сыгнак и Сузак (посменно в 1465-1599 годах), затем Туркестан. Все они находились на стыке нынешних Южно-Казахстанской и Кызылординской области, то есть на северном краю Средней Азии с её древними городами и на южном краю беспокойной Степи, и этим районом традиционно владел Средний жуз, располагавшийся в основном гораздо севернее. Окончательно ханство распалось на жузы в 1720-е годы. Позже, на фоне войны с джунгарами, его объединял в 18 веке хан Абылай, а в 19 веке всеказахским ханом себя провозгласил мятежный Кенесары. Но тут уже сменились времена: теперь не степняки покоряли оседлые державы, а оседлые державы готовились делить Степь, и в этих реалиях жузы пошли разными путями. Пожалуй, в современном Казахстане жуз — это субэтнос.

5. мавзолей Ясави в Туркестане — столице Казахского ханства и Среднего жуза.

Области: Акмолинская (Астана, Кокчетав), Кустанайская, Северо-Казахстанская (Петропавловск), Павлодарская, Восточно-Казахстанская (Усть-Каменогорск, Семипалатинск), Карагандинская, север Алматинской (Талды-Курган), Южно-Казахстанской и Джамбулской.
Основные племена: найманы, аргыны, кипчаки, коныраты, кереи, уаки.
Земли: Сары-Арка (Казахский мелкосопочник), Тургайская степь, Бетпак-Дала (Голодная степь), Казахский Алтай, Джунгария.
Главные реки: Иртыш, Ишим, Тобол
В составе России с: 1759 (протекторат), 1779 (прямое подчинение).
Наиболее чтимый хан: Абылай (1711-1781)
Старейшие города: Семипалатинск (1782), Петропавловск (1807)
Крупнейшие города: Астана (около 700 тыс.), Караганда (480 тыс.).
Исторические центры: Улутау, Бурабай.
Народы (кроме казахов и русских): татары, украинцы, немцы, чеченцы.
До революции: Акмолинская (Омск), Семипалатинская, Тургайская (Кустанай) области; казаки Сибирского войска.

Самый большой из казахских жузов, занимающий в основном север и восток страны, а также образующий длинный «отросток» к Сырдарье — на территории Среднего жуза находились и Туркестан, и Сузак, хотя сейчас по ним об этом ни за что не скажешь. Да и просто Средний жуз (Орта-жуз) значит не «средний по старшинству», а Центральный. Большая часть его земель — это холодная влажная степь и лишь на самом юге пустыня. но южный сегмент так сильно отличается, что пожалуй в этом обзоре рассмотрим его в контексте Старшего жуза.
А Средний жуз в основном такой:

6. степь близ Караганды.

Здесь холоднее и влажнее климат, на сопках и в городах исправно растут сосны, а деревянные дома — не такая уж редкость. Средний жуз больше похож на Сибирь, чем на Среднюю Азию. да это и есть Сибирь в физико-географическом смысле, так как его главные реки текут в Северный Ледовитый океан.

7.

Здесь я не видел верблюдов, даже под Жезказганом (где климат им вполне подходящий), зато как нигде много коней:

8.

Средний жуз — это Целина, поэтому неотъемлемая часть его пейзажа — грандиозные элеваторы едва ли не на каждой станции: они, конечно, везде есть, но в этих степях от каждого виден другой:

9.

Степи Среднего жуза очень богаты полезными ископаемыми — в первую очередь это медь (Жезказган и Балхаш), железо (Рудный, а выплавка в Темиртау), бокситы (Аркалык), редкоземельные металлы, свинец, титан и магний (Усть-Каменногорск), уголь (Экибастуз, Караганда), и только вот нефти тут не особо. Города Среднего жуза в основном индустриальны, но обратная сторона — в его степях как нигде много городов-призраков у закрывшихся в 1990-е шахт, в первую очередь Аркалык, вполне достойный Припяти.

10. Темиртау — «Казахская Магнитка».

А ещё здесь много старых русских городов разной степени сохранности, и почти в каждом есть Татарский край: татары осваивали Среднюю Азию бок о бок с русскими, будучи тюрками и мусульманами, они гораздо лучше находили общий язык с коренными жителями. Кроме того, в близких по климату условиях прекрасно обжились украинцы, составлявшие сто лет назад в Северном Казахстане (так называемый Серый Клин) до трети населения. Здесь же обитали и немцы — частью дореволюционные переселенцы, частью депортанты, в 1977 году чуть не получившие собственную АССР. с центром в Ерейментау. Во многих городах, по словам экс-местных, ещё в 1980-е удивлялись, увидев казаха на улице.

11.

В общем, в Среднем жузе казах наиболее европеизирован и космополитичен, даже в жутком Аркалыке:

12.

Здесь редко донимают вопросами о возрасте и составе семьи. Да и в принципе редко донимают вопросами — казахи Среднего жуза сдержаны, отрешены и все-в-себе, первыми на контакт идут неохотно, и многим на первый взгляд кажутся недружелюбными.

13.

Но — и порядка в Северном Казахстане больше всего, и думается дело тут не только в том, что русские (с украинцами, татарами и немцами) составляют в крупных городах 40-60% населения, но и в специфике самих местных казахов. Которые, кстати, и сами в большинстве своём русскоязычны.

14.

Но хотя народ тут чистоплотнее и законопослушнее, чем в остальном Казахстане, что тут «спокойно» — не сказал бы. Тут и гопников хватает, народ в принципе достаточно суровый — это хоть и не российская, но всё-таки Сибирь.
Чем не сибиряки?

15.

Большинство кадров сняты даже не в областных центрах, а в маленьком городке Каркаралинске, где мне подвернулась первомайская демонстрация.

16.

Средний жуз и наименее религиозный — в городах обычно стоит одна центральная мечеть, как правило красивая, но оставляющая впечатление «чтоб было», а в аулах мечети встречаются намного реже, чем элеваторы. В принципе ощущения, что находишься в мусульманской стране, Средний жуз не оставляет вообще, а в крупном городе девушка в длинной юбке скорее всего окажется русской. И даже старики здесь редко носят национальный костюм.

17.

Можно подумать, что Средний жуз наименее колоритен — но это не так: да, тут меньше всего «восточного колорита», характерного для Средней Азии, но тут наиболее силён дух Великой Степи.

18.

Области: Актюбинская, Западно-Казахстанская (Уральск), Атыраусская, Мангышлакская (Актау), частично Кызылординская.
Основные племена: алимулы, байулы, жетыру
Земли: Прикаспий, Приаралье, Мангышлак, Кызылкумы, бассейны главных рек.
Главные реки: Сырдарья, Яик (Урал), Эмба.
В составе России с: 1731 (протекторат), 1738.
Наиболее чтимый хан: Абулхаир (1693-1748)
Старейшие города: Уральск (1584), Кызылорда (1820)
Крупнейшие города: Актюбинск (372 тыс.)
Исторический центры: Сарайчик (близ Атырау)
Народы (кроме казахов и русских): корейцы (Кызылординская область)
До революции: Уральская, Закаспийская (Мангышлак), Сырдарьинская области; казаки Уральского (Яицкого) войска.

Западная часть Казахстана от Урала до Каспийского и Аральского морей. Считается, что в его основе Алшынский племенной союз, некогда отколовшийся от Среднего жуза — возможно, действительно в 18 веке. По другой версии, Младший жуз — это вошедшая в состав Казахского ханства Ногайская Орда, с ногайцами и казахов Младшего жуза много общего. После распада Казахского ханства Младший жуз пробыл независимым совсем недолго — первый же хан Абулхаир привёл его в русское подданство. Но хотя Младший жуз объединился с Россией первым — русское влияние тут минимально. И вот почему:

19.

Младший жуз — это Дикий Запад Казахстана, огромный, пустынный и гиблый. Бесконечные засухшливые степи, в лучшем случае слегка холмистые, а чаще просто плоские, утлые грязные аулы, редкие города, чаще всего при месторождениях и железнодорожных станциях, пыль, ветер и пустота. Плотность населения здесь — 3-4 человека на квадратный километр, это примерно как на Дальнем Востоке. Причём даже неясно, какая часть Западного Казахстана безлюднее — степь или пустыня. в пустыне, тут, кстати, много домашних верблюдов:

20.

Впрочем, основа процветания Казахстана залегает именно в степях Младшего жуза. конечно же, я говорю про нефть, важнейшие месторождения которой находятся в Атыраусской и Мангышлакской областях. Впрочем, местные с этого имеют немного. Другие ресурсы — уран (Кызылординская область) и хром (Актюбинск).

21. Блеск и нищета Атырау.

При всём том русские тут жили аж с 16 века, когда ещё было сильно Казахское ханство — речь, конечно же, про яицких казаков, главных бунтарей степи в 18-19 веках и последних в общем-то казаков в исходном смысле слова — сухопутных пиратов, ушедших на поиски «вольной волюшки». Но здесь не казахи обрусели рядом с казаками — а казаки превратились в полноценных степняков, пускай и православной веры.

22. Курени — предместье Уральска, бывший Яицкий городок. Слева дом Емельки Пугачёва.

В остальном же Младший жуз — самый казахский, другие народы в этой глуши просто не прижились, кроме депортантов-корейцев, выращивавших рис вдоль Сырдарьи. Русскоязычные казахи тут — редкость, а не владеющие русским — обыденность. Как и в Среднем жузе, казахи здесь не религиозны, сельские мечети более-менее регулярно попадаются лишь в Кызылординской области. а вот о городских мечетях Актюбинска и Уральска слышал слухи, что там гнездо вахабитов — видимо, сказывается близость Кавказа.

23.

Места тут гиблые, настоящей власти не было по сути дела никогда, и наше время не исключение. В Младшем жузе самая большая популяция гопников, самые приставучие менты, самые плохие гостиницы, еда и дороги, самый недружелюбный народ. А учитывая, что к большей части России Казахстан обращён этими задворками — не удивительно, что русские путешественники его так не любят.

24.

Казахи говорят: «Дай Старшему Жузу посох и пусть пасет скот, дай Среднему Жузу перо и пусть решает споры, дай Младшему Жузу копье и отправь на врага»: люди здесь агрессивны, я бы сказал — задиристы. Правда, казахи всё-таки лучше яицких казаков — в Уральске по Куряням ходить страшно, а в Атырау в 2009-м меня ограбил на вокзале явный казачёк. В Аральске вечером, правда, чуть не побили казахские подростки. А казахи из Чимкента, подвозившие меня в районе Аральского моря, прямо говорили: «Тут варвары живут!».

25.

Непосредственно близ Арала, в ауле Бугунь, мне правда повстречались очень душевные и гостеприимные люди — я искал, кто меня отвезёт до воды, и в первом же дворе поиски взял на себя мужик-хозяин, а я в это время пил чай в глинобитном доме, на подушках за низким столом с почтенной и очень спокойной бабушкой. Хороших людей, конечно, и здесь больше, чем плохих.

26.

Но в целом я был рад покинуть земли Младшего жуза.

27.

Области: Южно-Казахстанская (Чимкент), Джамбульская (Тараз) и юг Алматинской, частично Кызылординская.
Основные племена: дулаты, албаны, канлы, жалаиры, уйсуны, суаны.
Земли: Семиречье, Чуйская долина, Муюнкумы, Кызылкумы
Главные реки: Сырдарья, Или.
В составе России с: 1867
Наиболее чтимый хан: ?
Старейшие города: Тараз, Туркестан (с незапамятных времён)
Крупнейшие города: Алма-Ата (более 1,5 миллионов), Чимкент (более 600 тыс.).
Исторические центры: Туркестан, Тараз, Отрар, Сайрам, Сауран, Сузак.
Народы (кроме русских и казахов): узбеки, уйгуры, дунгане, киргизы, чеченцы.
До революции: Сырдарьинская, Семиреченская области; казаки Семиреченского войска.

Старший жуз в Казахстане самый маленький, но самый обособленный. Во-первых, он и в Средние века входил не в улус Джучи (как Великая Степь), а в улус Чагатая — вместе с «глубокой» Средней Азией и Синьцзяном. Во-вторых, он и в составе России оказался последним: Южный Казахстан отвоевали (с согласия казахов) в 1860-е у Кокандского ханства, в свою очередь завоевавшего его ещё в 18 веке, а за Семиречье пришлось ещё дипломатически побороться с Китаем. В общем, самый дальний и экзотический, Старший жуз — это безусловная Средняя Азия.

28.

Здесь совсем другая природа — глинистая пустыня с замысловатыми формами выветривания, от которых почти не отличить руины древних крепостей и городища с черепками и костями на земле. Извилистая Сырдарья, зелёные оазисы с остатками древних городов да пасущиеся среди глины и колючек верблюды. в том числе одногорбые, как на Ближнем Востоке:

29.

А за пустыней — горы Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау, близость которых здорово отличает Старший жуз от двух других:

30.

В принципе Южный Казахстан и Семиречье сами отличаются очень сильно, а в домонгольские времена вообще принадлежали разным сущностям — Мавверанахру (сфера влияния Персии и Аравии) и Могулистану (сфера влияния Китая) соответственно, то есть по сути Семиречье — часть Восточного Туркестана, не ставшая Синьцзяном. Тут огромное разнообразие ландшафтов, порой чрезвычайно экзотических:

31.

В отличие от полностью кочевых Среднего и Младшего жузов, в старшем жузе многие казахи издавна были оседлыми — поэтому здешние аулы гораздо основательнее, чище и уютнее, чем на большей части страны. Улицы засажены высокими деревьями, вдоль дорог проложены арыки с прозрачной водой — они тут в гораздо лучшем состоянии, чем в городах. Да, возможно их такими сделали русские, не знаю — но если и так, то здешние казахи хотя бы не привели всё это в негодность:

32.

Во многих аулах — сельские мечети (хотя они уже в Кызылординской области не редкость), почти всегда новенькие, хотя бывают и в 19 века.

33.

В городах — настоящие восточные базары, которым я посвящал даже отдельный пост.

34.

Национальный костюм носят многие даже не пожилые женщины, а национальная кухня — абсолютная повседненость. Нет, конечно шурпу, куырдак или манты продают по всему Казахстану, но здесь сложно найти что-то другое. Чрезвычайно популярен курт — очень твёрдый и солёный сухой творог:

35.

На пышных некрополях, коих много по всему Казахстану, в порядке вещей старые-старые глинобитные мазары:

36.

Да и просто тут очень древняя земля. Вот домонгольские мавзолеи близ Тараза:

37.

А вот раскопки древнего города Отрар (или Фараб) близ могилы святого Арыстан-баба:

38.

И конечно же главная святыня всего тюркского мира — мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, «мусульманского апостола» Средней Азии. Гигантский мавзолей над его могилой построил сам Тамерлан, а казахским ханам он служил по совместительству церемониальным дворцом и некрополем.

39.

Полезных ископаемых в Старшем жузе немного, но очень по делу — здесь находятся основные месторождения урана, по производству которого Казахстан в последние несколько лет, учетверив (!) добычу стал твёрдым мировым лидером.

39а. Свинцово-цинковая шахта в Южно-Казахстанской области, на фоне неё — кажется, городище Сыгнак, первая столица Казахского ханства.

Здесь живут и другие народы — в Южно-Казахстанской области много узбеков, испокон веков селившихся у мусульманских святынь; в Алматинской — уйгуров, бежавших в 1870-е годы из Китая, когда тот подавил их восстание; в Джамбульской — дунган, то есть мусульманских китайцев, бежавших тогда же и от Китая, и от уйгуров. У казахов Старшего жуза самая высокая рождаемость, и вдобавок сюда очень активно переселяются киргизы и узбеки со своих небогатых родин. В общем, не будет преувеличением сказать, что нынешний Старший жуз Казахстана — центр всей Средней Азии.

40. Чимкент — возможно, будущая столица Казахстана. Люди разных народов у книжного магазина перед 1 сентября.

В Старшем жузе знойно, и люди здесь по-восточному спокойные и вальяжные. Хотя атмосфера тут самая азиатская, именно в Старшем жузе я чувствовал себя наиболее безопасно. Обратная сторона — типично азиатское панибратство: каждому встречному надо со мной поздороваться и отнять у меня минут десять расспросами о том, сколько мне лет, есть ли у меня жена и дети, кто я по национальности и вероисповеданию, и конечно же страшно удивляться, как это в 27 лет — и без детей? Уклад тут куда как патриархальнее, чем в остальном Казахстане.

41.

Уж не знаю, от чего так — то ли влияние узбеков (а самый-самый «восточный колорит» и в Казахстане, и в Киргизии в местах их компактного проживаниря), то ли климат располагает, то ли дело в том, что в 1930-е годы Старший жуз меньше всего пострадал от коллективизации, в Среднем и Младшем жузах обернувшейся чудовищным голодом, сломавшим хребет традиционному казахскому обществу. В общем, именно в Старшем жузе силён этот дух незыблемой Азии.

42.

В аулах Старшего жуза многие не владеют русским языком, но здесь же стои Алма-Ата — самый открытый и космополитичный казахстанский город. Вот её контрасты на Кок-Тобе:

43.

И в целом, если Средний жуз оставляет ощущение порядка и поступательного развития, а Младший — злой и дикой вольницы, то Старший жуз — это в первую очередь горячая жизненная сила, бьющая ключом на улицах городов и аулов.

44.

А ещё из Старшего жуза происходит Сам, а стало быть и большая часть казахстанской элиты:

45.

. В старину к жузам не относились торе (чингизиды), ходжа (потомки Мухаммеда, его споджвиников и арабских миссионеров) и толенгиты (потомки джунгарских военнопленных), но эти сословия — в прошлом. Так что стоит рассказать и ещё о двух категориях современных казахов, которые сложно отнести к тому или иному жузу — оралманы и шала-казахи.

Оралманы — это всего лишь репатрианты, их официальное название в Казахстане: в своё время Назарбаев развернул мощнейшую кампанию по их возвращению на родину, в первую очередь на замену уехавшим русским. Как оказалось, казахов по свету рассеяно немало — в первую очередь в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Афганистане, Китае и Монголии. Вот только чаще всего переселились их предки туда ещё до советской власти, зачастую и до вхождения трёх жузов в состав России, поэтому от «коренных» казахов оралманы отличаются очень сильно. Я общался с монгольскими и узбекскими оралманами — в общем-то монголы и узбеки, хотя и говорят на казахском языке. «Коренные» казахи оралманов недолюбливают и смотрят на них как на людей второго сорта

46.

А вот шала-казахи интереснее. В принципе повстречай таких в Москве — примешь за японцев или корейцев. В переводе значит «полукахази», «как бы казахи», а в русском языке их обычно называют «асфальтовые казахи», то есть для которых почва — не родная степь, а асфальт построенных русскими городов. Шала-казахи почти всегда русскоязычны, часто даже не владеют родным языком, среди них много интеллигентных людей с европейским образом жизни и мышления. Больше всего их, как нетрудно догадаться, в Алма-Ате и Астане.

47.

В современном Казахстане принято считать, что это как бы и не совсем казахи. но никто, даже самый отъявленный националист, не сможет поспорить с тем, что именно шала-казахам страна обязана своим благополучием. Сохранив национальную идентичность, но отбросив всё то, что называют «бабайством» (кстати, свой синоним «быдла» у казахов тоже есть — мамбеты), шала-казахи проникли и во власть, и в бизнес, и в культуру, и именно благодаря им страна нашла своё место в мире, став ближе к России и Украине, чем к своим «соседям снизу».

48.

Ну а в следующей части — о русских. Судьба русской общины Казахстана — пожалуй, самая необычная из всех 14 отделившихся стран.

КАЗАХСТАН-2013
Путь через пустыню. Вступление.
Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.
Общее о Казахстане.
КТЖ — Казахстанские железные дороги.
О трёх казахских жузах.
Восточные базары.
Русские люди в Великой Степи.
Дорога в Туркестан
Актюбинск. Старый город и центральная площадь.
Актюбинск. Центр и Жилгородок.
Ташкентская магистраль. Саксаульская — Аральское море.
Аральское море. То, что от него осталось.
Ташкентская магистраль. Аральск — Туркестан.
Кызылорда. Город на Сырдарье.
Южный Казахстан
Туркестан. Хазрет-Султан.
Туркестан. Повседневный город.
Сауран. Крепость в пустыне.
Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.
Чимкент. Вавилон Средней Азии.
Чимкент. Старый город.
Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.
Сайрам. Гнездо Святых.
Как я не попал на Казыгурт.
Дорога в Тараз через Айша-биби.
Тараз древний.
Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.
Вылазка в Киргизию
Дорога в Талас.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо.
Семиречье
Немного Турксиба. Капчагай — Уштобе.
Джунгарские ворота.
Озеро Алаколь.
Дорога через всё Семиречье.
Талды-Курган.
Алма-Ата
Зарисовки по горячим следам.
Флешбек. Осколки города Верного.
Арыки, инсталляции, детали.
Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.
Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.
Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.
Вверх по Алма-Ате. Выше центра.
Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.
Большое Алматинское ущелье.
Продолжение в Киргизии.

источник