Казахстан в XVIII в.
«Годы Великого бедствия» («Актабан шубырынды») по своим разрушительным последствиям сравнимы с монгольским нашествием
1723 — 1727 гг. вошли в историю казахского народа как «Годы Великого бедствия»
19 февраля 1731 г. императрицей Анной Иоанновной была подписана грамота о принятии в состав Российской империи Младшего жуза
Аблай ослабил военное могущество Джунгарии опираясь в основном на народных батыров
Агрессивная политика Джунгарского ханства представляла собой реальную угрозу не только для казахов, но и для России
Активное участие в борьбе казахского народа против джунгар Абылай (Абилмансур) начал в возрасте 15 лет
Благодаря заступничеству царских властей в 1741-1743 гг. Абылай был освобожден из плена у ойратов
В «Годы Великого бедствия» (1723-1727 гг.) особенно пострадала территория Жетысу
В «Годы Великого бедствия» казахские роды Среднего жуза вынуждены были откочевывать к пределам среднеазиатских ханств
В 1710 г. по решению первого курултая трех жузов единое ополчение казахов против джунгар возглавил Богенбай батыр
В 1718 году близ Аягуза в трехдневном сражении с джунгарами казахские ополчения потерпели поражение из-за того, что казахские султаны действовали разрозненно
В 1725 г. джунгарами были завоеваны города Казахского ханства Туркестан, Ташкент
В 1726 г. у реки Буланты в сражении казахских ополчений с джунгарами джунгары были разгромлены
В 1728 г. в сражении у реки Буланты казахские ополчения разгромили войска джунгар
В 1729 г. в местности Анракай в сражении казахских ополчений с джунгарами джунгары были разгромлены
В 1741 — 1742 годах внешнеполитическое положение казахов крайне обострило нашествие джунгарского правителя Галдан-Церена
В 1742 г. Россия потребовала от джунгарских правителей прекращения агрессии, защищая свои экономические интересы
В 1758 гг. Джунгария прекратила свое существование как самостоятельное государство т.к. была окончательно разгромлена Маньчжуро-цинскими войсками
В 1761 г. была превращена в Цинское имперское наместничество, прекратила свое существование как самостоятельное государство Джунгария
В 1771 г. часть волжских калмыков пытались откочевать через территорию Казахстана на свою историческую родину — в Джунгарию, но были разбиты казахами
В 40-е годы XVIII в. Россия для защиты своих экономических интересов от джунгар возводила новые крепости и форпосты в Верхнем Прииртышье
В выгодное положение, по отношению к казахскому ополчению, джунгар ставило наличие у них артиллерии
В годы «Великого бедствия» выдвинулись Кабанбай, Богенбай
В начале XVIII в. международные отношения в Центральной Азии обостряли агрессивные действия Джунгарского ханства
В начале XVIII в. реальную угрозу представляла не только для казахов но и для России агрессивная политика Монголии
В начале ХVIII в. наибольшая угроза для казахов нарастала со стороны Джунгарского ханства
В организации освободительной борьбы казахских жузов против ойратской агрессии важную роль сыграл хан Абулхаир
В освободительной борьбе казахского народа против джунгарской агрессии отличились Богенбай и Кабанбай
В ответ на протесты России о недопустимости вмешательства джунгар в дела казахов Галдан-Цэрэн требовал уничтожения русских крепостей в Прииртышье
В первой половине XVIII в. главной силой противодействия джунгарской агрессией оставалась освободительная борьба народа
В первой половине XVIII в. заметную роль в защите казахов в период джунгарской сыграли крепости в Верхнем Прииртышье
В первой половине XVIII в. полагая, что крепости станут опорой в борьбе с джунгарами, казахи не препятствовали их строительству в верхнем Прииртышье (на правом берегу Иртыша)
В первой четверти XVIII в. значительное влияние на международные отношения в Центральной Азии оказывало противоборство Джунгаро — казахское
В первой четверти XVIII в. к объединению трех жузов казахов побудили вторжения джунгар
В первой четверти XVIII в. положение казахов усугублялось не только джунгарской агрессией, но и нападением с севера Сибирских казаков
В первой четверти XVIII в. стратегическая цель джунгарских правителей заключалась в подчинении казахских степей своей власти
В период джунгарской агрессии начиная с середины 20-х годов XVIII в. батыры действовали сообща
В районе горы Ордабасы казахское войско было организовано и рассредоточено по принципу принадлежности к жузам
В результате вторжения 1711-1717 гг. джунгарские войска временно оккупировали часть Жетысу, используя свое военное превосходство
В решающий момент казахско-джунгарских войн дело спасения страны взял на себя народ
Вдохновителями национально-освободительной войны против агрессии Джунгарии являлись Толе би, Казыбек би, Айтеке би
Весной 1718 года состоялось трехдневное сражение казахского ополчения с джунгарами близ Аягуза
Война казахов против джунгар была войной за свободу и независимость
Выдающуюся роль в объединении казахских родов для освободительной войны с джунгарами сыграли Толе-бий, Казыбек-бий, Айтеке-бий
Главной причиной того, что казахи не воспользовались благоприятной ситуацией после победы в Анракайском сражении является борьба за трон между чингизидами
Главнокомандующим объединенного ополчения трех казахских жузов в борьбе с джунгарами, был назначен хан Абулхаир
Главным условием победы казахов над джунгарами в «Анракайском сражении» является выступление Казахских жузов единым фронтом
Годы великого бедствия «Актабан шубырынды» 20-ые годы XVIII века
Годы удачных отражений набегов джунгар 1711 г. и 1713 г.
Города казахского ханства, оказавшиеся под властью джунгар в 1725 году Ташкент, Туркестан
Грабительские набеги джунгар против казахов на рубеже ХVII-ХVIII вв. стали регулярными в годы правления Цеван Рабдана
Джунгария была разгромлена Китаем и прекратила свое существование в 1756 — 1758 гг.
Джунгария прекратила свое существование как самостоятельное государство и была превращена в 1761 г. Цинское имперское наместничество
Джунгаро-ойратские племена племена населяли западную Монголию
Джунгарские войска, дошедшие до Сарысу в 80-ые годы XVII века, возглавлял Шона Доба
Джунгарское ханство образовалось в 1635 г.
Джунгарское ханство образовалось в XVII в.
Джунгары нападали на казахские земли воспользовавшись распрями между феодалами
Для войны с казахами джунгары покупали вооружение и пушки у русских
Защищая свои экономические интересы, Россия в 1742 г. потребовала от джунгарских правителей прекращения агрессии
Казахи побеждали джунгар в XVIII веке у Буланты, Анракае
Крупная победа над жунгарами была одержана казахским ополчением в местности Анракай в 1729 году
Курултай трех казахских жузов близ Каракумов в 1710 г. был созван с целью организации ополчений для борьбы с джунгарами
Местность Анракай, где состоялось самое кровопролитное сражение казахов с джунгарами, в народных преданиях носит название «место стонов и рыданий врага»
Место сражения и победы казахского ополчения над джунгарами в 1728 г. в народной памяти сохранилось под названием «Калмак кырылган»
Место сражения и победы казахское ополчения над джунгарами в 1726 г. в народной памяти сохранилась под названием «Калмак кырылган»
На дипломатические протесты России в 1742 г. о недопустимости вмешательства джунгар в дела казахов Галдан-Цэрэн не реагировал
На курултае в 1710 г. было решено создать единое ополчение во главе с народным батыром Богенбаем
На курултае в Каракумах в 1710 году для организации отпора джунгарам было решено сформировать народные ополчения
Наибольшая угроза для казахов в первой четверти ХVIII в. (начале XVIII) нависла со стороны Джунгарского ханства
Общее командование объединенными силами трех казахских жузов было возложено на Абулхаир-хана
Общенародная борьба казахов против джунгар, достигнув значительных успехов, ослабла вследствие традиционных разногласий
Один из организаторов борьбы народа против джунгар, дальновидный политик, пользующийся авторитетом среди чингизидов и батыров Абулхаир
Одно из сражений казахско-джунгарских войн битва в районе р. Аягуз
Одно из сражений казахско-джунгарских войн Булантинское сражение
Одно из сражений казахско-джунгарских войн сражение в местности Анракай
Основная цель нашествий джунгарских правителей на территорию Казахского ханства захват кочевий и пастбищ
Основной из причиной угасания жизни городов на юге Казахстана в XVII-XVIII вв. являются джунгарские погромы
Основной причиной трагедии 1723-1727 гг. («Годы Великого бедствия») является отсутствие в казахском обществе политического единства
Первая крупная победа казахского народа в борьбе с джунгарами была одержана на р. Буланты в 1726 г.
По своим последствиям не менее тяжелым чем «Годы Великого бедствия» оказалось нашествие на Средний и Старший жузы Галдан-Цэрэна в 1741 — 1742 гг
Положение казахов в 1723 году было осложнено джутом
После Булантинского сражения для казахов создалась неблагоприятная ситуация вызванная опасностью втягивания в войну с волжскими калмыками
После победы близ Аягуза в 1718 году джунгары добились победы над казахами на берегах реки Арысь
Правитель Джунгарии носил титул хунтайши
Причиной того, что казахи не воспользовались благоприятной ситуацией и результатами победы в Анракайском сражении, является разногласия среди султанов
Причиной устранения реальной угрозы порабощения джунгарами казахских земель в 1745 г. была смерть правителя Галдан-Цэрэна
Самая крупная победа над джунгарами и освобождение Среднего и Младшего жузов произошли в 1730 году
Самое крупное сражение между казахским ополчением и джунгарами в местности Анракай в 1730 г. закончилось разгромом джунгарских войск
Стратегической целью жунгарских правителей — хунтайджи являлось подчинение огромных просторов Казахстана своей власти
Угрожающие масштабы вторжения Джунгарии в казахские земли приняли в 20-ые годы XVIII в.
Цеван Рабдан обрушил всю военную мощь на казахов в 1723 г.
Цель ликвидировать Джунгарию как самостоятельное государство вынашивала Цинская империя
источник
Усиление Джунгарии и ее агрессия против казахского народа. В первой четверти XVIII в. наибольшая угроза для казахов возникла со стороны Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах пика упрочения своего военного потенциала, политического веса в Центрально- Азиатском регионе. Соседство Джунгарии в непосредственной близости от границ Казахстана представляло собой реальную угрозу не только для казахов, киргизов, узбеков, алтайских и других народов, но и для России. Экономические и политические интересы в зоне алтайских горно-заводских предприятий побуждали Российское правительство и Сибирскую администрацию принять энергичные меры против далеко идущих устремлений правителя Джунгарии Цэван-Рабдана. Стратегическая цель джунгар стала ясна — подчинение огромных просторов казахских степей своей власти.
Опустошительные вторжения ойратских войск приняли характер постоянного противоборства еще в конце XVII в. с воцарением Цэван-Рабдана на джунгарском престоле. Первым крупным внешнеполитическим актом его явилось возобновление кровопролитной войны с Казахским ханством. Частые походы джунгарских войск выявили пагубность родоплеменных распрей перед лицом нараставшей из года в год угрозы агрессии. К тому же в военном отношении Джунгарское ханство представляло собою серьезную опасность и для России, и тем более для казахских родов, имевших на вооружении «лучной бой”, тогда как в джунгарской армии уже в конце XVII в. имелось огневое оружие с фитилем. Наличие артиллерии у джунгар ставило их в более выгодное положение. Кроме того, джунгары имели огромную по тем временам армию. Вооружение казахов значительно уступало джунгарскому: оно состояло в основном из луков, сабель, копий, лишь незначительная часть сарбазов (воинов) была вооружена фитильными ружьями, убойная сила которых была невелика.
Политическая нестабильность в казахских жузах обусловливала агрессивность внешних врагов. Вторжение джунгарских войск 1711—1717 гг. подточило силы казахов. Используя свое военное превосходство, джунгарские войска временно оккупировали часть Жетысу, передовые их отряды дошли до р. Сарысу в Центральном «Последствия джунгарских вторжений побудили известных старшин, биев, народных батыров, наиболее дальновидных чингизидов приложить усилия к объединению всех трех жузов. Первый курылтай (народное собрание кочевников) состоялся летом 1710 г. в районе Каракумов. Было решено создать общее казахское ополчение во главе с видным народным батыром Богенбаем. Осознание реальной угрозы, нависшей над Казахстаном, способствовало тому, что в 1711 г. военные силы трех жузов дали отпор врагу. Джунгары отступили к востоку. В следующем году казахские отряды вторглись в пределы Джунгарского ханства. Ответный поход джунгарского хунтайши Цэван-Рабдана в 1713 г. окончился провалом. Однако первые победы совместной борьбы не были закреплены. Страна оказалась в сложном положении. Даже решительные действия казахского ополчения весною 1718 г. в районе р. Аягуз под предводительством известных батыров — Кабанбая из рода каракерей и Жаугашара (Щакантая) не смогли выправить сложную ситуацию, в которой оказался Средний жуз.Положение усугублялось не только джунгарской агрессией. С северо-запада нападали башкиры, с севера — сибирские казаки, с юга часто беспокоили соседи — узбекские ханства, стремившиеся отторгнуть часть территории Старшего жуза. И все же наибольшую опасность представляла Джунгария, частые вторжения которой в казахские земли в начале 20-х годов XVIII в. приняли угрожающие масштабы.
Грозный сосед Джунгарии на востоке — Цинская империя (Китай) поджидала благоприятной ситуации для достижения давно вынашиваемой цели — ликвидации как самостоятельного государства. После смерти цинского богдыхана Канси, длительное время воевавшего с ойратами, на границе с Китаем установилось некоторое затишье. Это дало в 1723 г. возможность Цэван- Рабдану обрушить всю военную мощь на казахов.
Агрессия Джунгарского ханства, вошедшая в историю казахского народа как «Годы Великого бедствия” («Актабан шубырынды”), принесла страдания, голод, разрушения материальных ценностей, нанесла невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен. Казахские роды дорого заплатили за беспечность своих султанов и ханов: под напором джунгарских войск они вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло за собою откочевки части казахов Среднего жуза к пределам среднеазиатских ханств. Многие роды Старшего жуза перешли Сырдарью у впадения в нее р.Шыршык (Чирчик) и направились в сторону Ходжен- та. Некоторые роды Среднего жуза перебрались в Самарканд. Казахи Младшего жуза откочевали вдоль рек Яик, Орь и Ыргыз и приблизились к границам России. Ведя непрерывные бои, часть казахов оказалась у пределов Тобольской губернии.
«Годы Великого бедствия” (1723—1727 гг.) по своим разрушительным последствиям сравнимы лишь с монгольским нашествием начала XIII в. Джунгарская агрессия значительно повлияла на международную ситуацию в Центральной Азии. Приближение тысяч семей к пределам Средней Азии, владениям волжских калмыков обострили ситуацию в регионе. Калмыки, каракалпаки,узбеки, нападая на обессилевших казахов, усугубили их и без того бедственное положение. В этот период особенно пострадало Жетысу (Семиречье). Нелегким было положение и в Восточном Казахстане.
Трагедия стала возможной не только вследствие внезапности военных действий ойратских сил. Она была обусловлена отсутствием в казахском обществе политического единства в тяжелейший период истории Казахстана. Даже в то время, когда калмыки разоряли мирные аулы, не успевшие откочевать на восток, чингизиды продолжали враждовать между собой.
В этот решающий момент дело спасения страны взял на себя народ, выдвинув из своей среды крупных предводителей народного ополчения: Кабанбая из рода кара- керей, Жанибека из рода шакшак, Наурызбая из рода шапырашты, Богенбая из рода канжыгалы, Малайсары, Баяна, Есета, Райымбека, Шакантая и др. Мудрые вдохновители освободительной борьбы бии Каздауысты Ка- зыбек, Айтеке, Толе в этот сложный период сыграли выдающуюся роль в установлении согласия между казахскими родами.
Освободительная борьба казахского народа против джунгарской агрессии. Развивая свои военные действия, в 1725 г. джунгары захватили Туркестан и Ташкент. Традиционной караванной торговле в регионе был нанесен значительный ущерб. Снова, как и в начале XVIII в., отличились народные батыры — Боген- бай из рода канжыгалы, Кабан- бай из рода каракерей. Их славные подвиги и пламенные речи о защите Родины стали широко известны среди кочевников, воспевались степными акынами-импрови- заторами. Начиная с 1726 г. успешные действия объединенных сил трех жузов начали давать свои результаты. Если раньше казахское ополчение действовало разрозненно, отряды формировались преимущественно по родовым признакам, то, начиная с середины 20-х годов XVIII в., казахские батыры действовали сообща, координируя свои военные планы в обширной Степи.
В 1726 г. в Тургайской степи у среднего течения р. Сарысу, в месте, где в нее впадает р. Булан- ты, казахское объединенное войско нанесло ощутимое поражение джунгарским силам. Несмотря на вооруженность пушками и винтовками, джунгары не могли противостоять объединенной силе казахского народа и его батыров. Кровопролитное сражение в местности «Кара сиыр” («Черная корова”) закончилось победой 60-тысячного войска казахов, киргизов и других народов. Это была первая крупная победа казахского народа в длительном, изнурительном противоборстве с Джунгарским ханством. Место сражения надолго сохранилось в народной памяти и получило название «Место гибели калмыков” («Далмак кырылган”), в котором отразилась значительность поражения джунгарских сил.
Однако для казахов создалась неблагоприятная ситуация. Она была вызвана прежде всего опасностью втягивания в затяжную борьбу с волжскими калмыками, находившимися в российском подданстве. Это заставило казахов пойти на перемирие с ними, чтобы обезопасить свои западные границы в условиях продолжающейся борьбы с самым опасным противником на востоке — Джунгарским ханством. Велико было значение победы 1726 г. для последующих удачных военных действий казахского войска и укрепления морального духа народного ополчения. Отпор врагу стал решающим фактором в обеспечении территориальной целостности казахского государства.
С согласия видных султанов и известных полководцев общее командование объединенными силами ханства было возложено на хана Абулхаира, полководческое искусство которого снискало ему большое признание среди народа. К тому же он как один из организаторов борьбы народа против иноземных захватчиков и дально видный политик пользовался заслуженным авторитетом среди наиболее влиятельных чингизидов, а также народных батыров. Не последнюю роль играло и такое немаловажное обстоятельство, что именно хан Абулхаир пользовался большим доверием соседней России, которая, сокрушив такую сильную страну, как Швеция, оказывала все возрастающее влияние на ход международных отношений. Крепнущий авторитет России вызывал беспокойство и у джунгарских правителей.
Однако в 20-х годах XVIII в. политическая ситуация еще не благоприятствовала принятию Казахстаном российского подданства. Джунгаро-казахское противоборство продолжалось, оказывая значительное воздействие на международные отношения в Центральной Азии. В этих условиях все более остро ставился вопрос об освобождении Джунгарией временно оккупированной территории Казахстана, в частности — Семиречья. Сосредоточение основных сил казахов в районе горы Ордабасы не было случайным. Отсюда удобнее было выйти на пограничные с Джунгарией районы и начать освобождение края.
Своеобразие местности позволяло казахским батырам незаметно для джунгарских лазутчиков сосредоточить в этом районе огромное количество вооруженных людей и расположить аулы, снабжавшие войско всем необходимым. Основные места сосредоточения казахских отрядов сохранились в топонимических названиях вдоль рек Бо- ролдай и Кошкар-ата: поселения Большой и Малой орды, ущелье Абулхаир хана. Судя по фольклорным материалам, казахское войско было организовано и рассредоточено в этом районе по принципу принадлежности к жузам.
Самое кровопролитное сражение с джунгарами произошло весной 1730 г. в местности Анракай, в южной оконечности озера Балхаш, где казахское ополчение разгромило джунгарское войско. В народных преданиях это место носит название «место стонов и рыданий врага”. В сражении участвовали политический противник хана Абулхаира — султан Барак, хан Среднего жуза Абул- мамбет, родовые подразделения Старшего жуза во главе с ханом Болатом. Впервые правители трех жузов, отбросив межродовые разногласия, выступили единым сокрушительным фронтом. Потерпевшее полное поражение войско завоевателей начало отступать по р. Или на восток. Но в это время предводители отрядов казахского ополчения в связи с внезапной смертью хана Болата рассорились из-за того, кому из них быть старшим ханом в трех казахских жузах. Главнокомандующий объединенными силами Абулхаир и правитель Среднего жуза Семеке покинули район сражения. Разногласия среди ответственных за судьбу страны батыров, султанов и других крупных феодалов облегчили действия джунгар и свели на нет достигнутые результаты и многочисленные жертвы народа в борьбе с захватчиками. Под угрозу была поставлена независимость народа.
Хан Абулхаир с подчиненными ему отрядами Младшего жуза отступил к границам России. Значительная часть Среднего жуза откочевала на север. Часть Старшего жуза, в наибольшей степени испытывавшая давление джунгарских сил, оказалась прижатой к Сырдарье и была вынуждена временно покориться джунгарам. Общенародная борьба, достигнув значительных успехов, вследствие ставших традиционными разногласий, ослабла. Усилиями народных масс все же сохранялась территориальная целостность государства, но по-прежнему оставалась угроза со стороны Джунгарии. В сложившейся ситуации следовало найти правильное политическое решение вопроса: дать правительству России юридическое основание для открытого вмешательства в джунгаро-казахский конфликт.
1. Расскажите о последствиях джунгарского нашествия.
2. Каково было участие различных социальных групп казахского общества в организации отпора врагу?
3. Какую роль сыграли народ, видные политические деятели в достижении победы в сражениях с врагами?
Первое десятилетие XVIII века было ужасным временем в жизни киргизского народа. Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли их скот и уводили в плен киргизов целыми семействами. Холодные зимы, гололедицы и голод, как небесное испытание, увеличивали их бедствия. Один киргизский родоначальник в Оренбурге сравнивал печальное положение своих земляков с положением зайца, которого преследует целая свора гончих. 1723 год особенно памятен киргизам своим роковым характером и сохранился в народной памяти. .
Валиханов Ч. Абылай. Собр. соч. В 5-ти т.
. Переходы сил (т.е. отступление к среднеазиатским пределам, к границам России. — Ж.К) повлекли за собою неминуемое разорение и гибель. Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голода, другие бросали жен и детей своих.
Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. СПб., 1832. Ч. 2. С. 71-72.
источник
В Казахстане, как и в США, есть аграрный патриархальный Юг, космополитичный промышленный Север и дикий Запад — Старший, Средний и Младший жузы соответственно.
Для начала — дисклеймер.
1. Ни в коем случае не претендую на глубокое знание темы. Я в Казахстане — всего лишь путешественник, а как следует обсудить эту тему с компетентным казахом мне как-то не довелось. Всё нижесказанное — соединение книжной информации с субъективными впечатлениями туриста.
2. Так как большинство фотографий сделаны без спросу, я не могу гарантировать, что люди, изображённые на них, соответствуют тому, что описано в тексте рядом. Так что будем считать: фото людей — отдельно, текст — отдельно.
Три жуза — самая загадочная деталь казахской истории. Точно неизвестно ни когда они появились, ни при каких обстоятельствах, ни даже происхождение слова «жуз» (в переводе — «союз» или арабское «ветвь»). Разброс в датах — порядка тысячи лет: от тех времён, когда тюрки расселились по Великой Степи до эпохи войны с джунгарами, когда распалось Казахское ханство. Иногда жузы называют «ордами», «улусами», «ханствами» — но это неверно. Как бы то ни было, с одной стороны все три жуза существовали как разные государства со своими ханами и даже в состав России вошли по отдельности и с разбросом в сто с лишним лет, но с другой — никогда не забывали, что они один народ, не воевали между собой и при надобности объединялись против внешнего врага. Их кочевья сходились близ одинокой горы Улутау в 120км от нынешнего Жезказгана, в той стороне находится и мавзолей 13 века, где погребен мифический Алашахан — в дословном переводе «Пёстрый хан», то есть — Объединитель.
2.
Вообще, лишь в ХХ веке, стараниями советской власти, была затёрта главная степная единица — племена. Каждый степной народ, хоть башкиры, хоть туркмены, хоть монголы — это совокупность племён, искусственно консолидированных в 1920-30-е годы. Более того, народы и племена даже не совсем совпадают: допустим, найманы есть среди тюркоязычных казахов, киргизов и узбеков и среди монголоязычных бурят и собственно монголов; байулы — среди казахов и башкир, канлинцы — среди казахов, башкир и каракалпаков и т.д. Племена делятся на роды, и по идее каждый казах обязан знать родословную до 7-го колена — дело в том, что в старину лишь при такой глубине отсутствия родственников брак не считался кровосмешением. Всю это информацию содержат шежире (или «жеты-ата» — «семь дедов»), гениологические справочники рода, племени, жуза и наконец всей нации (последний, впрочем, уже современный проект). И в 21 веке казахи не забывают родства — каждый назовёт как минимум свой жуз, что же до племён, то как мне показалось, казахи и это в основном помнят, но русских без надобности не посвящают — скорее всего, просто исходя из того, что таких подробностей неказахам уже не понять. Но в любой части Казахстана от местных можно услышать примерно следующее: «Ты там дальше будь осторожнее! У нас тут народ гостеприимный, а там смотри — люди злые, хитрые!» (читай — «там другое племя живёт!»).
Атрибуты каждого племени — уран (девиз и боевой клич) и тамга — родовой знак. Вот на кладбище у мавзолея Алашахана сделанная из ветки тамга в форме Y — увы, я в отличие от казахов не помню, какого племени.
3.
Вообще, формирование Казахского ханства произошло в общем-то на крошеночном пятачке его огромной территории. В 1428 году распалась Золотая Орда, и в её среднеазиатской части Белой Орде правил Абулхаир, потомок Шибана — одного из сыновей Джучи, который был старшим сыном Чингисхана и получил в улус тюркскую степь. Также на трон претендовали султаны Жанибек и Керей — потомки Орда-Эджена, старршего сына Джучи. Подняв мятеж, они откочевали в Семиречье, то есть степь между Балхашом и Тянь-Шанем, а после смерти Абулхаира покорили его владения. Внук Абулхаира, Мухаммед Шейбани пытался бороться, но проиграв борьбу в в степи, откочевал в нынешний Узбекистан со своими сторонниками. Так произошло деление одного народа на казахов и узбеков, чьё соперничество за главенство в Средней Азии продолжается до сих пор.
4. Мавзолей Джучи, старшего сына Чингисхана
Столица Казахского ханства в разные годы менялась: Сыгнак и Сузак (посменно в 1465-1599 годах), затем Туркестан. Все они находились на стыке нынешних Южно-Казахстанской и Кызылординской области, то есть на северном краю Средней Азии с её древними городами и на южном краю беспокойной Степи, и этим районом традиционно владел Средний жуз, располагавшийся в основном гораздо севернее. Окончательно ханство распалось на жузы в 1720-е годы. Позже, на фоне войны с джунгарами, его объединял в 18 веке хан Абылай, а в 19 веке всеказахским ханом себя провозгласил мятежный Кенесары. Но тут уже сменились времена: теперь не степняки покоряли оседлые державы, а оседлые державы готовились делить Степь, и в этих реалиях жузы пошли разными путями. Пожалуй, в современном Казахстане жуз — это субэтнос.
5. мавзолей Ясави в Туркестане — столице Казахского ханства и Среднего жуза.
Области: Акмолинская (Астана, Кокчетав), Кустанайская, Северо-Казахстанская (Петропавловск), Павлодарская, Восточно-Казахстанская (Усть-Каменогорск, Семипалатинск), Карагандинская, север Алматинской (Талды-Курган), Южно-Казахстанской и Джамбулской.
Основные племена: найманы, аргыны, кипчаки, коныраты, кереи, уаки.
Земли: Сары-Арка (Казахский мелкосопочник), Тургайская степь, Бетпак-Дала (Голодная степь), Казахский Алтай, Джунгария.
Главные реки: Иртыш, Ишим, Тобол
В составе России с: 1759 (протекторат), 1779 (прямое подчинение).
Наиболее чтимый хан: Абылай (1711-1781)
Старейшие города: Семипалатинск (1782), Петропавловск (1807)
Крупнейшие города: Астана (около 700 тыс.), Караганда (480 тыс.).
Исторические центры: Улутау, Бурабай.
Народы (кроме казахов и русских): татары, украинцы, немцы, чеченцы.
До революции: Акмолинская (Омск), Семипалатинская, Тургайская (Кустанай) области; казаки Сибирского войска.
Самый большой из казахских жузов, занимающий в основном север и восток страны, а также образующий длинный «отросток» к Сырдарье — на территории Среднего жуза находились и Туркестан, и Сузак, хотя сейчас по ним об этом ни за что не скажешь. Да и просто Средний жуз (Орта-жуз) значит не «средний по старшинству», а Центральный. Большая часть его земель — это холодная влажная степь и лишь на самом юге пустыня. но южный сегмент так сильно отличается, что пожалуй в этом обзоре рассмотрим его в контексте Старшего жуза.
А Средний жуз в основном такой:
6. степь близ Караганды.
Здесь холоднее и влажнее климат, на сопках и в городах исправно растут сосны, а деревянные дома — не такая уж редкость. Средний жуз больше похож на Сибирь, чем на Среднюю Азию. да это и есть Сибирь в физико-географическом смысле, так как его главные реки текут в Северный Ледовитый океан.
7.
Здесь я не видел верблюдов, даже под Жезказганом (где климат им вполне подходящий), зато как нигде много коней:
8.
Средний жуз — это Целина, поэтому неотъемлемая часть его пейзажа — грандиозные элеваторы едва ли не на каждой станции: они, конечно, везде есть, но в этих степях от каждого виден другой:
9.
Степи Среднего жуза очень богаты полезными ископаемыми — в первую очередь это медь (Жезказган и Балхаш), железо (Рудный, а выплавка в Темиртау), бокситы (Аркалык), редкоземельные металлы, свинец, титан и магний (Усть-Каменногорск), уголь (Экибастуз, Караганда), и только вот нефти тут не особо. Города Среднего жуза в основном индустриальны, но обратная сторона — в его степях как нигде много городов-призраков у закрывшихся в 1990-е шахт, в первую очередь Аркалык, вполне достойный Припяти.
10. Темиртау — «Казахская Магнитка».
А ещё здесь много старых русских городов разной степени сохранности, и почти в каждом есть Татарский край: татары осваивали Среднюю Азию бок о бок с русскими, будучи тюрками и мусульманами, они гораздо лучше находили общий язык с коренными жителями. Кроме того, в близких по климату условиях прекрасно обжились украинцы, составлявшие сто лет назад в Северном Казахстане (так называемый Серый Клин) до трети населения. Здесь же обитали и немцы — частью дореволюционные переселенцы, частью депортанты, в 1977 году чуть не получившие собственную АССР. с центром в Ерейментау. Во многих городах, по словам экс-местных, ещё в 1980-е удивлялись, увидев казаха на улице.
11.
В общем, в Среднем жузе казах наиболее европеизирован и космополитичен, даже в жутком Аркалыке:
12.
Здесь редко донимают вопросами о возрасте и составе семьи. Да и в принципе редко донимают вопросами — казахи Среднего жуза сдержаны, отрешены и все-в-себе, первыми на контакт идут неохотно, и многим на первый взгляд кажутся недружелюбными.
13.
Но — и порядка в Северном Казахстане больше всего, и думается дело тут не только в том, что русские (с украинцами, татарами и немцами) составляют в крупных городах 40-60% населения, но и в специфике самих местных казахов. Которые, кстати, и сами в большинстве своём русскоязычны.
14.
Но хотя народ тут чистоплотнее и законопослушнее, чем в остальном Казахстане, что тут «спокойно» — не сказал бы. Тут и гопников хватает, народ в принципе достаточно суровый — это хоть и не российская, но всё-таки Сибирь.
Чем не сибиряки?
15.
Большинство кадров сняты даже не в областных центрах, а в маленьком городке Каркаралинске, где мне подвернулась первомайская демонстрация.
16.
Средний жуз и наименее религиозный — в городах обычно стоит одна центральная мечеть, как правило красивая, но оставляющая впечатление «чтоб было», а в аулах мечети встречаются намного реже, чем элеваторы. В принципе ощущения, что находишься в мусульманской стране, Средний жуз не оставляет вообще, а в крупном городе девушка в длинной юбке скорее всего окажется русской. И даже старики здесь редко носят национальный костюм.
17.
Можно подумать, что Средний жуз наименее колоритен — но это не так: да, тут меньше всего «восточного колорита», характерного для Средней Азии, но тут наиболее силён дух Великой Степи.
18.
Области: Актюбинская, Западно-Казахстанская (Уральск), Атыраусская, Мангышлакская (Актау), частично Кызылординская.
Основные племена: алимулы, байулы, жетыру
Земли: Прикаспий, Приаралье, Мангышлак, Кызылкумы, бассейны главных рек.
Главные реки: Сырдарья, Яик (Урал), Эмба.
В составе России с: 1731 (протекторат), 1738.
Наиболее чтимый хан: Абулхаир (1693-1748)
Старейшие города: Уральск (1584), Кызылорда (1820)
Крупнейшие города: Актюбинск (372 тыс.)
Исторический центры: Сарайчик (близ Атырау)
Народы (кроме казахов и русских): корейцы (Кызылординская область)
До революции: Уральская, Закаспийская (Мангышлак), Сырдарьинская области; казаки Уральского (Яицкого) войска.
Западная часть Казахстана от Урала до Каспийского и Аральского морей. Считается, что в его основе Алшынский племенной союз, некогда отколовшийся от Среднего жуза — возможно, действительно в 18 веке. По другой версии, Младший жуз — это вошедшая в состав Казахского ханства Ногайская Орда, с ногайцами и казахов Младшего жуза много общего. После распада Казахского ханства Младший жуз пробыл независимым совсем недолго — первый же хан Абулхаир привёл его в русское подданство. Но хотя Младший жуз объединился с Россией первым — русское влияние тут минимально. И вот почему:
19.
Младший жуз — это Дикий Запад Казахстана, огромный, пустынный и гиблый. Бесконечные засухшливые степи, в лучшем случае слегка холмистые, а чаще просто плоские, утлые грязные аулы, редкие города, чаще всего при месторождениях и железнодорожных станциях, пыль, ветер и пустота. Плотность населения здесь — 3-4 человека на квадратный километр, это примерно как на Дальнем Востоке. Причём даже неясно, какая часть Западного Казахстана безлюднее — степь или пустыня. в пустыне, тут, кстати, много домашних верблюдов:
20.
Впрочем, основа процветания Казахстана залегает именно в степях Младшего жуза. конечно же, я говорю про нефть, важнейшие месторождения которой находятся в Атыраусской и Мангышлакской областях. Впрочем, местные с этого имеют немного. Другие ресурсы — уран (Кызылординская область) и хром (Актюбинск).
21. Блеск и нищета Атырау.
При всём том русские тут жили аж с 16 века, когда ещё было сильно Казахское ханство — речь, конечно же, про яицких казаков, главных бунтарей степи в 18-19 веках и последних в общем-то казаков в исходном смысле слова — сухопутных пиратов, ушедших на поиски «вольной волюшки». Но здесь не казахи обрусели рядом с казаками — а казаки превратились в полноценных степняков, пускай и православной веры.
22. Курени — предместье Уральска, бывший Яицкий городок. Слева дом Емельки Пугачёва.
В остальном же Младший жуз — самый казахский, другие народы в этой глуши просто не прижились, кроме депортантов-корейцев, выращивавших рис вдоль Сырдарьи. Русскоязычные казахи тут — редкость, а не владеющие русским — обыденность. Как и в Среднем жузе, казахи здесь не религиозны, сельские мечети более-менее регулярно попадаются лишь в Кызылординской области. а вот о городских мечетях Актюбинска и Уральска слышал слухи, что там гнездо вахабитов — видимо, сказывается близость Кавказа.
23.
Места тут гиблые, настоящей власти не было по сути дела никогда, и наше время не исключение. В Младшем жузе самая большая популяция гопников, самые приставучие менты, самые плохие гостиницы, еда и дороги, самый недружелюбный народ. А учитывая, что к большей части России Казахстан обращён этими задворками — не удивительно, что русские путешественники его так не любят.
24.
Казахи говорят: «Дай Старшему Жузу посох и пусть пасет скот, дай Среднему Жузу перо и пусть решает споры, дай Младшему Жузу копье и отправь на врага»: люди здесь агрессивны, я бы сказал — задиристы. Правда, казахи всё-таки лучше яицких казаков — в Уральске по Куряням ходить страшно, а в Атырау в 2009-м меня ограбил на вокзале явный казачёк. В Аральске вечером, правда, чуть не побили казахские подростки. А казахи из Чимкента, подвозившие меня в районе Аральского моря, прямо говорили: «Тут варвары живут!».
25.
Непосредственно близ Арала, в ауле Бугунь, мне правда повстречались очень душевные и гостеприимные люди — я искал, кто меня отвезёт до воды, и в первом же дворе поиски взял на себя мужик-хозяин, а я в это время пил чай в глинобитном доме, на подушках за низким столом с почтенной и очень спокойной бабушкой. Хороших людей, конечно, и здесь больше, чем плохих.
26.
Но в целом я был рад покинуть земли Младшего жуза.
27.
Области: Южно-Казахстанская (Чимкент), Джамбульская (Тараз) и юг Алматинской, частично Кызылординская.
Основные племена: дулаты, албаны, канлы, жалаиры, уйсуны, суаны.
Земли: Семиречье, Чуйская долина, Муюнкумы, Кызылкумы
Главные реки: Сырдарья, Или.
В составе России с: 1867
Наиболее чтимый хан: ?
Старейшие города: Тараз, Туркестан (с незапамятных времён)
Крупнейшие города: Алма-Ата (более 1,5 миллионов), Чимкент (более 600 тыс.).
Исторические центры: Туркестан, Тараз, Отрар, Сайрам, Сауран, Сузак.
Народы (кроме русских и казахов): узбеки, уйгуры, дунгане, киргизы, чеченцы.
До революции: Сырдарьинская, Семиреченская области; казаки Семиреченского войска.
Старший жуз в Казахстане самый маленький, но самый обособленный. Во-первых, он и в Средние века входил не в улус Джучи (как Великая Степь), а в улус Чагатая — вместе с «глубокой» Средней Азией и Синьцзяном. Во-вторых, он и в составе России оказался последним: Южный Казахстан отвоевали (с согласия казахов) в 1860-е у Кокандского ханства, в свою очередь завоевавшего его ещё в 18 веке, а за Семиречье пришлось ещё дипломатически побороться с Китаем. В общем, самый дальний и экзотический, Старший жуз — это безусловная Средняя Азия.
28.
Здесь совсем другая природа — глинистая пустыня с замысловатыми формами выветривания, от которых почти не отличить руины древних крепостей и городища с черепками и костями на земле. Извилистая Сырдарья, зелёные оазисы с остатками древних городов да пасущиеся среди глины и колючек верблюды. в том числе одногорбые, как на Ближнем Востоке:
29.
А за пустыней — горы Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау, близость которых здорово отличает Старший жуз от двух других:
30.
В принципе Южный Казахстан и Семиречье сами отличаются очень сильно, а в домонгольские времена вообще принадлежали разным сущностям — Мавверанахру (сфера влияния Персии и Аравии) и Могулистану (сфера влияния Китая) соответственно, то есть по сути Семиречье — часть Восточного Туркестана, не ставшая Синьцзяном. Тут огромное разнообразие ландшафтов, порой чрезвычайно экзотических:
31.
В отличие от полностью кочевых Среднего и Младшего жузов, в старшем жузе многие казахи издавна были оседлыми — поэтому здешние аулы гораздо основательнее, чище и уютнее, чем на большей части страны. Улицы засажены высокими деревьями, вдоль дорог проложены арыки с прозрачной водой — они тут в гораздо лучшем состоянии, чем в городах. Да, возможно их такими сделали русские, не знаю — но если и так, то здешние казахи хотя бы не привели всё это в негодность:
32.
Во многих аулах — сельские мечети (хотя они уже в Кызылординской области не редкость), почти всегда новенькие, хотя бывают и в 19 века.
33.
В городах — настоящие восточные базары, которым я посвящал даже отдельный пост.
34.
Национальный костюм носят многие даже не пожилые женщины, а национальная кухня — абсолютная повседненость. Нет, конечно шурпу, куырдак или манты продают по всему Казахстану, но здесь сложно найти что-то другое. Чрезвычайно популярен курт — очень твёрдый и солёный сухой творог:
35.
На пышных некрополях, коих много по всему Казахстану, в порядке вещей старые-старые глинобитные мазары:
36.
Да и просто тут очень древняя земля. Вот домонгольские мавзолеи близ Тараза:
37.
А вот раскопки древнего города Отрар (или Фараб) близ могилы святого Арыстан-баба:
38.
И конечно же главная святыня всего тюркского мира — мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, «мусульманского апостола» Средней Азии. Гигантский мавзолей над его могилой построил сам Тамерлан, а казахским ханам он служил по совместительству церемониальным дворцом и некрополем.
39.
Полезных ископаемых в Старшем жузе немного, но очень по делу — здесь находятся основные месторождения урана, по производству которого Казахстан в последние несколько лет, учетверив (!) добычу стал твёрдым мировым лидером.
39а. Свинцово-цинковая шахта в Южно-Казахстанской области, на фоне неё — кажется, городище Сыгнак, первая столица Казахского ханства.
Здесь живут и другие народы — в Южно-Казахстанской области много узбеков, испокон веков селившихся у мусульманских святынь; в Алматинской — уйгуров, бежавших в 1870-е годы из Китая, когда тот подавил их восстание; в Джамбульской — дунган, то есть мусульманских китайцев, бежавших тогда же и от Китая, и от уйгуров. У казахов Старшего жуза самая высокая рождаемость, и вдобавок сюда очень активно переселяются киргизы и узбеки со своих небогатых родин. В общем, не будет преувеличением сказать, что нынешний Старший жуз Казахстана — центр всей Средней Азии.
40. Чимкент — возможно, будущая столица Казахстана. Люди разных народов у книжного магазина перед 1 сентября.
В Старшем жузе знойно, и люди здесь по-восточному спокойные и вальяжные. Хотя атмосфера тут самая азиатская, именно в Старшем жузе я чувствовал себя наиболее безопасно. Обратная сторона — типично азиатское панибратство: каждому встречному надо со мной поздороваться и отнять у меня минут десять расспросами о том, сколько мне лет, есть ли у меня жена и дети, кто я по национальности и вероисповеданию, и конечно же страшно удивляться, как это в 27 лет — и без детей? Уклад тут куда как патриархальнее, чем в остальном Казахстане.
41.
Уж не знаю, от чего так — то ли влияние узбеков (а самый-самый «восточный колорит» и в Казахстане, и в Киргизии в местах их компактного проживаниря), то ли климат располагает, то ли дело в том, что в 1930-е годы Старший жуз меньше всего пострадал от коллективизации, в Среднем и Младшем жузах обернувшейся чудовищным голодом, сломавшим хребет традиционному казахскому обществу. В общем, именно в Старшем жузе силён этот дух незыблемой Азии.
42.
В аулах Старшего жуза многие не владеют русским языком, но здесь же стои Алма-Ата — самый открытый и космополитичный казахстанский город. Вот её контрасты на Кок-Тобе:
43.
И в целом, если Средний жуз оставляет ощущение порядка и поступательного развития, а Младший — злой и дикой вольницы, то Старший жуз — это в первую очередь горячая жизненная сила, бьющая ключом на улицах городов и аулов.
44.
А ещё из Старшего жуза происходит Сам, а стало быть и большая часть казахстанской элиты:
45.
. В старину к жузам не относились торе (чингизиды), ходжа (потомки Мухаммеда, его споджвиников и арабских миссионеров) и толенгиты (потомки джунгарских военнопленных), но эти сословия — в прошлом. Так что стоит рассказать и ещё о двух категориях современных казахов, которые сложно отнести к тому или иному жузу — оралманы и шала-казахи.
Оралманы — это всего лишь репатрианты, их официальное название в Казахстане: в своё время Назарбаев развернул мощнейшую кампанию по их возвращению на родину, в первую очередь на замену уехавшим русским. Как оказалось, казахов по свету рассеяно немало — в первую очередь в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Афганистане, Китае и Монголии. Вот только чаще всего переселились их предки туда ещё до советской власти, зачастую и до вхождения трёх жузов в состав России, поэтому от «коренных» казахов оралманы отличаются очень сильно. Я общался с монгольскими и узбекскими оралманами — в общем-то монголы и узбеки, хотя и говорят на казахском языке. «Коренные» казахи оралманов недолюбливают и смотрят на них как на людей второго сорта
46.
А вот шала-казахи интереснее. В принципе повстречай таких в Москве — примешь за японцев или корейцев. В переводе значит «полукахази», «как бы казахи», а в русском языке их обычно называют «асфальтовые казахи», то есть для которых почва — не родная степь, а асфальт построенных русскими городов. Шала-казахи почти всегда русскоязычны, часто даже не владеют родным языком, среди них много интеллигентных людей с европейским образом жизни и мышления. Больше всего их, как нетрудно догадаться, в Алма-Ате и Астане.
47.
В современном Казахстане принято считать, что это как бы и не совсем казахи. но никто, даже самый отъявленный националист, не сможет поспорить с тем, что именно шала-казахам страна обязана своим благополучием. Сохранив национальную идентичность, но отбросив всё то, что называют «бабайством» (кстати, свой синоним «быдла» у казахов тоже есть — мамбеты), шала-казахи проникли и во власть, и в бизнес, и в культуру, и именно благодаря им страна нашла своё место в мире, став ближе к России и Украине, чем к своим «соседям снизу».
48.
Ну а в следующей части — о русских. Судьба русской общины Казахстана — пожалуй, самая необычная из всех 14 отделившихся стран.
КАЗАХСТАН-2013
Путь через пустыню. Вступление.
Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.
Общее о Казахстане.
КТЖ — Казахстанские железные дороги.
О трёх казахских жузах.
Восточные базары.
Русские люди в Великой Степи.
Дорога в Туркестан
Актюбинск. Старый город и центральная площадь.
Актюбинск. Центр и Жилгородок.
Ташкентская магистраль. Саксаульская — Аральское море.
Аральское море. То, что от него осталось.
Ташкентская магистраль. Аральск — Туркестан.
Кызылорда. Город на Сырдарье.
Южный Казахстан
Туркестан. Хазрет-Султан.
Туркестан. Повседневный город.
Сауран. Крепость в пустыне.
Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.
Чимкент. Вавилон Средней Азии.
Чимкент. Старый город.
Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.
Сайрам. Гнездо Святых.
Как я не попал на Казыгурт.
Дорога в Тараз через Айша-биби.
Тараз древний.
Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.
Вылазка в Киргизию
Дорога в Талас.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо.
Семиречье
Немного Турксиба. Капчагай — Уштобе.
Джунгарские ворота.
Озеро Алаколь.
Дорога через всё Семиречье.
Талды-Курган.
Алма-Ата
Зарисовки по горячим следам.
Флешбек. Осколки города Верного.
Арыки, инсталляции, детали.
Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.
Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.
Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.
Вверх по Алма-Ате. Выше центра.
Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.
Большое Алматинское ущелье.
Продолжение в Киргизии.
источник