Меню

Что отличает роды художественных произведений друг от друга

Роды литературы
ДРАМА — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.
ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
ЛИРОЭПИКА — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.
ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Виды (жанры) литературы
КОМЕДИЯ — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.
ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.
МЕЛОДРАМА — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.
ОЧЕРК — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.
ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.
ПОВЕСТЬ — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
ПОЭМА — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.
РАССКАЗ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
РОМАН — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.
ТРАГЕДИЯ — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
ЭПОПЕЯ — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

источник

Роды литературы – это общность словесно-художественных произведений по типу отношения автора к художественному целому.

В литературе определяют три рода: драма, эпос, лирика.

Эпос – (в переводе с древне-греческого – слово, повествование) — объективное изображение действительности, рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего. Текст имеет в основном описательно-повествовательную структуру. Автор прямо выражает свое отношение к изображаемым событиям.

Драма — (от древне-греческого — действие) — изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.

Лирика (от древне-греческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

Жанр — свойственный определённому роду. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.

Эпические жанры:

  • роман-эпопея – всестороннее изображение народной жизни в переломную историческую эпоху;
  • роман – изображение жизни во всей её полноте и многообразии;
  • повесть – изображение событий в их естественной последовательности;
  • очерк – документальное изображение событий жизни одного человека;
  • новелла – остросюжетный рассказ с неожиданным финалом;
  • рассказ – небольшое произведение с ограниченным количеством действующих лиц;
  • притча – нравственное поучение в аллегорической форме.

Драматические жанры:

  • трагедия – буквальный перевод – козлиная песнь, неразрешимый конфликт, вызывающий страдание и гибель героев в финале;
  • драма – соединяет трагическое и комическое. В основе лежит острый, но разрешимый конфликт.

Лирические жанры:

  • ода — (жанр классицизма) стихотворение, хвалебная песнь, воспевающая достижения, достоинства выдающегося человека, героя;
  • элегия – грустное, печальное стихотворение, содержащее философские размышления о смысле жизни;
  • сонет — лирическое стихотворение строгой формы (14 строк);
  • песня – стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева;
  • послание – стихотворное письмо, обращенное к одному лицу;
  • эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., — малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.

Лиро-эпические жанры: произведения, сочетающие в себе элементы лирики и эпоса:

  • баллада – сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему;
  • поэма – объёмное стихотворение с развёрнутым сюжетом, с большим количеством действующих лиц, имеющее лирические отступления;
  • роман в стихах – роман в стихотворной форме.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем «уходят» из «активного запаса» художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

источник

Эпос, лирика, драма — три рода литературы. Промежуточный род литературы – лироэпика вобрал в себя черты эпических и лирических произведений. Чтобы разобраться в хитросплетениях определений, предлагаем вашему вниманию роды литературы в таблице с классификацией произведений русской литературы из школьной программы.

Делят произведения на роды не по форме, как можно ошибочно заключить, а по типу отношения автора к художественному целому. Грубо говоря – кто, о чем и как говорит. Изображение мира и человека в художественных произведениях разнится.

Так, эпос человека изображает объективно, для лирики свойственен субъективизм (в лирике всегда идет речь о себе, автор смотрит в себя), драма изображает человека в определенной жизненной ситуации, в действии, человека самого по себе, авторская речь играет вспомогательную роль.

Это хрестоматийное объяснение деления литературы на роды из учебников по теории литературы. Но существует и более простое – именно так репетиторы объясняют принцип деления произведений для абитуриентов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе:

Эпос – это повествование, проза.

Лироэпика – повествование в стихах либо проза с лирическими отступлениями.

Это деление на роды литературы более примитивное, зато более доступное. Объясняет подобный подход и деление на жанры: эпические жанры – жанры прозы, лирические – поэзии, драматические – виды пьесы.

Роды литературы в таблице

Итак, литературный род — это группа литературных жанров, обладающих сходными литературными признаками. Роды различаются способами изображения человека: эпос объективно изображает человека; лирика субъективно; драма изображает частную человека в переломные моменты.

источник

Словесно – художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, драма и лирика.

В 20 веке роды литературы неоднократно соотносились с различными явлениями психологии, лингвистики, а также с категорией времени.

Роды литературы как типы речевой организации литературных произведений – это неоспоримая надэпохальная реальность, достойная пристального внимания.

Эпос – величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широту взгляда на мир и его приятие как некой целостности. Эпичность как идейно-эмоциональная настроенность может иметь место во всех литературных рода. В эпических произведениях повествование подключает к себе и как бы обволакивает высказывания действующих лиц – их диалоги и монологи, в том числе внутренние, с ними активно взаимодействуя или поясняя, дополняя или корректируя. И художественный текст оказывается сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей. Используют арсенал художественных средств. Включает в себя как короткие рассказы, так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необычайной широтой. Эпическое произведение может «вобрать» в себя такое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам литературы, ни какому-нибудь иному виду искусства. При этом повествовательная форма способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека. Ей вполне доступны характеры сложные, обладающие множеством черт и свойств, незавершенные и противоречивые, находящиеся в движении, становлении, развитии. Большое значение придается присутствию повествователя. Она запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир.

Драма – умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. Воссоздает событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. В драме есть основной текст – цепь высказываний персонажей, их реплики и монологи, и побочный текст – афишка, характеристики, обозначение времени и места действия, описания обстановки, ремарки. Характеры раскрываются с меньшей свободой и полнотой, чем в эпосе. Время изображаемого в драме действия должно уместиться в строгие рамки времени сценического. Создается иллюзия настоящего времени, которое протекает перед слушателями. Драма может быть для постановки и для чтения. Но чаще – для сцены.

Лирика – возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей. На первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, внерациональные ощущения и устремления. Как правило, нет сюжета. Существует главным образом в малой форме. Виды лирики см. ниже. Много экспрессии.

Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве. Роды литературы не отделены друг от друга непроходимой стеной.

Литературные жанры – группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы, обладающие определенными признаками. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны.

Жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными.

Слово «элегия» обозначает несколько жанровых образований. Элегии разных эпох культур обладают различными признаками.

Существующие жанровые обозначения фиксируют различные стороны произведений:

§ трагедия – констатирует причастность данной группы драматических произведений определенному эмоционально-смысловому настрою (пафосу)

§ повесть — констатирует причастность произведений эпическому роду литературы и о среднем объеме текста

§ сонет – лирический жанр, который характеризуется определенным объемом и специфической системой рифм (см. выше)

§ сказка – указывает на повествовательность, на активность вымысла и присутствие фантастики

Литературные жанры имеют свой строй, выработанный традиционный образ автора, писателя, «исполнителя».

Жанры бывают канонические и неканонические.

нормы и правила, обязательные для автора

имеют определенные границы

имеют определенную форму бытования

Вид литературы – более мелкое и специфическое, чем жанр деление произведений.

Принцип разделения литературы на роды по Гегелю. Теории Гегеля является классической: эстетика Гегеля – вершина немецкой идеалистической эстетики. Суть: типология жанров художественной словесности, в основу которой положен содержательный критерий, доказательство исторической стадиальности возникновения жанровых типов.

В жанровой теории Гегеля ярко проявился принцип историзма. Данный принцип выполняет не столько роль описывающего фактора, сколько объясняющего жанровую дифференциацию, прослеживающего генезис важнейших жанров.

Следует отличать гегелевскую теорию поэтических родов – эпос, лирика, драма, – которые выделяются по принципу разного соотношения объекта («мир в его предметном значении») и субъекта («внутреннего мира» человека) от его теории жанров.

Для теории жанров Гегель вводит другую пару понятий – «субстанциальное» (эпос ) и «субъективное» (лирика). Но и эпос, и лирика, и драма способны выразить как субстанциальное, так и субъективное содержание.

Для понимания гегелевской теории жанров необходимо уточнить значение понятий субстанциального и субъективного. Субстанциальное, по Гегелю, – это «вечные, управляющие миром силы», «круг всеобщих сил»; истинное, разумное содержание искусства; идеи, имеющие всеобщий интерес. Субстанциальному противостоит субъективное содержание как стремление отдельного индивида. Отсюда видно, что Гегель отрывает субстанциальное от действительности, т. е. субъективного.

В противопоставлении субстанциального (истинного) субъективному (случайному) проявились сильные и слабые стороны философии Гегеля. Поскольку субстанциальное истолковывалось идеалистически, то оно отрывалось от субъективного, оценивавшегося негативно. Отсюда гегелевская недооценка активности самого художника – субъекта, который должен всецело погрузиться в материал и менее всего думать о выражении своего «я».

Гегелевское субстанциальное понималось как всеобщее не только в значении божественного предначертания, но и как общественное. Отношения общества и индивида – другой важный критерий содержательной жанровой дифференциации у Гегеля. Историзм Гегеля заключается в том, что он рассматривает жанры прежде всего как художественную проекцию определенной стадии развития общества. Объясняя возникновение, расцвет, угасание родственных по содержанию групп жанров, Гегель исходит из стадиальности общественного развития.

В характеристике жанров он последовательно рассматривает «общее состояние мира», являющееся почвой данного жанра; отношение автора к своему предмету; основную коллизию жанра; характеры. «Общее состояние мира» выступает почвой содержания жанра. Почвой эпопеи является «век героев» («дозаконный век»), почвой романа – эпоха развитого государства с установившимся законопорядком, сатиры и комедии – неразумный существующий порядок. Итак, эпопея, сатира (комедия), роман отражают в теории Гегеля три последовательные стадии в развитии общества.

Из различных предпосылок эпопеи, романа и сатиры вытекают коллизии, типичные для этих жанров. Для эпопеи более всего подходит военный конфликт, «вражда чужеземных наций», имеющая всемирно-историческое оправдание. Соответственно, герой эпопеи ставит себе субстанциальные цели и борется за их осуществление. Герои и коллектив едины. В романе обычная коллизия заключается по Гегелю, «между поэзией сердца и противостоящей прозой отношений, а также случайностью внешних обстоятельств».

Некоторые положения гегелевской теории жанров нуждаются в корректировках, как, например, недооценка философом поэтического значения сатиры; неправомерность отрицания Гегелем героических ситуаций за пределами «века героев», отсюда – отрицание возможности «истинных» эпопей в современную ему эпоху и др.

Гегелевская теория жанров имела много последователей, в т. ч. В. Г. Белинский развивал ее. В статье »Разделение поэзии на роды и жанры» критик дал характеристику литературных жанров, связав их с задачами русского литературного и общественного развития. Важнейшие новаторские положения этой теории направлены на преодоление критиком гегелевского отношения к сатире, на признание романа и повести господствующими жанрами современной поэзии, свидетельствовавшее о чуткости В.Г. Белинского к процессу перестройки жанровой системы.

источник

Литературой называют произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие обшественным значением. Всякое литературное произведение в зависимости от того, КАК писатель изображает в нём действительность, относят к одному из трёх литературных родов: эпосу, лирике или драме.

Эпос (от греч. «повествование») — обобщённое название произведений, в которых изображаются внешние по отношению к автору события.

Лирика (от греч. «исполняемое под лиру») — обобщённое название произведений — как правило, поэтических, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания автора (лирического героя).

Драма (от греч. «действие») — обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев. Драматические произведения предназначены не столько для чтения, сколько для инсценироваия. В драме важно не внешнее действие, а переживание конфликтной ситуации. В драме эпос (повествование) и лирика слиты воедино.

В пределах каждого рода литературы выделяют жанры — исторически сложившиеся виды произведений, характеризующиеся определёнными структурными и содержательными признаками (см таблицу жанров).

ЭПОСЛИРИКАДРАМА
эпопеяодатрагедия
романэлегиякомедия
повестьгимндрама
рассказсонеттрагикомедия
сказкапосланиеводевиль
басняэпиграммамелодрама

Трагедия (с греч. «козлиная песня») – драматическое произведение с непреодолимым конфликтом, где изображается напряжённая борьба сильных характеров и страстей, завершающаяся гибелью героя.

Комедия (с греч. «весёлая песня») – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

Драма – это литературное произведение в форме диалога с серьёзным сюжетом, изображающее личность в её драматических отношениях с обществом.

Водевиль – лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

Фарс – театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Ода (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня, произведение, воспевающее, восхваляющее какое-либо значительное событие или героическую личность.

Гимн (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера. Первоначально гимны посвящались богам. В настоящее время гимн является одним из национальных символов государства.

Эпиграмма (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

Элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.

Послание – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание.

Сонет (от прованс. «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

Поэма (с греч. «делаю, творю») – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

Баллада – лиро-эпический жанр, сюжетная песня драматического содержания.

Эпопея – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.

Роман – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.

Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.

Рассказ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.

Сказка – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

Басня – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

источник

ДРАМА — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.

ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

ЛИРОЭПИКА — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.

ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Роды́ литерату́ры — это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося («носителя речи») к художественному целому. Выделяются три рода:драма, эпос, лирика.

Данное разделение возводят к «Поэтике» Аристотеля:

подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чём-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остаётся сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех воображаемых лиц, как действующих и деятельных

Однако Жерар Женетт в своей работе «Введение в архитекст» называет это распространенное мнение «ретроспективной иллюзией» и показывает, что на самом деле это эстетическая концепция XVIII века (прежде всего аббата Баттё), безосновательно апеллирующая к авторитету Аристотеля:

сравнительно недавно возникшая теория «трех основных литературных родов», присвоив себе столь далеких предков, не только приписывает себе древнее происхождение, а значит, наделяется видимостью или презумпцией вечности и тем самым самоочевидности,— но и подтягивает под три своих литературных рода то естественное основание, которое было разработано Аристотелем, а до него Платоном, совсем для других вещей и, наверное, с большим правом.

Вместе с тем в XIX веке возникло (в связи с упрочением эстетики Романтизма) понимание литературных родов, как неких умопостигаемых сущностей, фиксируемых философскими категориями. Так Шеллинг лирику соотнёс с бесконечностью и духом свободы, эпос — с чистой необходимостью, в драме же усмотрел своеобразный синтез того и другого: борьбу свободы с необходимостью. Гегель характеризовал их как отношения «субъекта» и «объекта»: эпос объективен, лирика субъективна, драма соединяет оба начала. В XX веке роды литературы неоднократно соотносились с различными явлениями психологии (воспоминание, представление, напряжение), лингвистики (первое, второе, третье грамматическое лицо) и т.д.

Литературные жанры — группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках).

Если на фольклорной стадии жанр определялся из внелитературной (культовой) ситуации, то в литературе жанр получает характеристику своей сущности из собственных литературных норм, кодифицируемых риторикой. Вся номенклатура античных жанров, сложившаяся до этого поворота, была затем энергично переосмыслена под его воздействием [1] .

Со времён Аристотеля, давшего в своей «Поэтике» первую систематизацию литературных жанров, укрепилось представление о том, что литературные жанры представляют собой закономерную, раз и навсегда закреплённую систему, а задачей автора является всего лишь добиться наиболее полного соответствия своего произведения сущностным свойствам избранного жанра. Такое понимание жанра — как предлежащей автору готовой структуры — привело к появлению целого ряда нормативных поэтик, содержащих указания для авторов относительно того, как именно должны быть написаны ода или трагедия; вершиной такого типа сочинений является трактат Буало «Поэтическое искусство» (1674). Это не означает, разумеется, что система жанров в целом и особенности отдельных жанров действительно оставались неизменными на протяжении двух тысяч лет, — однако перемены (и очень существенные) либо не замечались теоретиками, либо осмыслялись ими как порча, отклонение от необходимых образцов. И лишь к концу XVIII века разложение традиционной жанровой системы, связанное, в соответствии с общими принципами литературной эволюции, как с внутрилитературными процессами, так и с воздействием совершенно новых социальных и культурных обстоятельств, зашло настолько далеко, что нормативные поэтики уже никак не могли описать и обуздать литературную реальность.

В этих условиях одни традиционные жанры стали стремительно отмирать или маргинализоваться, другие, напротив, перемещаться с литературной периферии в самый центр литературного процесса. И если, к примеру, взлёт баллады на рубеже XVIII—XIX веков, связанный в России с именем Жуковского, оказался довольно кратковременным (хотя в русской поэзии и дал затем неожиданный новый всплеск в первой половине XX века — например, у Багрицкого и Николая Тихонова), то гегемония романа — жанра, который нормативные поэтики веками не желали замечать как нечто низкое и несущественное, — затянулась в европейских литературах по меньшей мере на столетие. Особенно активно стали развиваться произведения гибридной или неопределённой жанровой природы: пьесы, о которых затруднительно сказать, комедия это или трагедия, стихотворения, которым невозможно дать никакого жанрового определения, кроме того, что это лирическое стихотворение. Падение ясных жанровых идентификаций проявилось и в умышленных авторских жестах, нацеленных на разрушение жанровых ожиданий: от обрывающегося на полуслове романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» до «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя, где парадоксальный для прозаического текста подзаголовок поэма вряд ли может вполне подготовить читателя к тому, что из достаточно привычной колеи плутовского романа его то и дело будут выбивать лирическими (а порой — и эпическими) отступлениями.

В XX веке на литературные жанры оказало особенно сильное влияние обособление массовой литературы от литературы, ориентированной на художественный поиск. Массовая литература заново ощутила острую нужду в чётких жанровых предписаниях, значительно повышающих для читателя предсказуемость текста, позволяющих легко в нём сориентироваться. Разумеется, прежние жанры для массовой литературы не годились, и она довольно быстро сформировала новую систему, в основу которой лёг весьма пластичный и накопивший немало разнообразного опыта жанр романа. На исходе XIX века и в первой половине XX-го оформляются детектив и полицейский роман, научная фантастика и дамский («розовый») роман. Неудивительно, чтоактуальная литература, нацеленная на художественный поиск, стремилась как можно дальше отклониться от массовой и потому уходила от жанровой определённости вполне сознательно. Но поскольку крайности сходятся, постольку стремление быть дальше от жанровой предзаданности подчас приводило к новому жанрообразованию: так, французский антироман настолько не хотел быть романом, что у основных произведений этого литературного течения, представленного такими самобытными авторами, как Мишель Бютор и Натали Саррот, явственно наблюдаются признаки нового жанра. Таким образом, современные литературные жанры (и такое предположение мы встречаем уже в размышлениях М. М. Бахтина) не являются элементами какой-либо предзаданной системы: наоборот, они возникают как точки сгущения напряжённости в том или ином месте литературного пространства в соответствии с художественными задачами, здесь и сейчас ставящимися данным кругом авторов. Специальное изучение таких новых жанров остаётся делом завтрашнего дня.

[править]Список литературных жанров(типология литературных жанров)

Художественная литература, на каком бы уровне обобще­ния ее ни рассматривать (например, мировая, региональная, национальная, принадлежащая той или иной эпохе, тому или иному периоду, творчеству группы писателей или даже одно­го конкретного писателя), представляет собой безбрежное море неповторимых по содержательным и формальным параметрам произведений. Любая наука, в том числе и литературоведение, стремится так или иначе упорядочить предмет своего иссле­дования, отыскать для каждого его элемента подобающее ме­сто в системе. Оптимальным способом такой классификации с античных времен явилось родовое и жанрово-видовое деле­ние художественной литературы, представление о ней как о динамической, исторически изменяющейся системе жанров литературы, ассоциирующихся в виды и роды.

Ключевые понятия «род», «вид» и «жанр» из-за этимоло­гии французского слова genre, обозначающего одновременно и вид, и род, терминологически нестабильны; разные литера­туроведы трактуют их по-своему, иногда диаметрально про­тивоположно. Наиболее распространенным можно считать соотношение от общего к частному: род — вид — жанр. На­пример, эпический род включает в себя среди других видов роман, который в свою очередь делится на жанровые модифи­кации, допустим, романа исторического, психологического или социального.

Роды, виды и жанры литературы не существуют как нечто неизмен­ное, от века данное и вечно существующее. Они рождаются, теоретически осознаются, исторически развиваются, видоиз­меняются, доминируют, замирают или отступают на перифе­рию в зависимости от эволюции художественного мышления как такового. Самым стабильным, фундаментальным являет­ся, конечно, предельно общее понятие «род», самым динамич­ным и изменчивым — значительно более конкретное понятие «жанр».

Первые попытки теоретического обоснования рода дают о себе знать в античном учении о мимезисе (подражании). Пла­тон в «Государстве», а затем и Аристотель в «Поэтике» при­шли к выводу, что поэзия бывает троякого рода в зависимо­сти от того, чему, как и какими средствами она подражает. Иными словами, родовое деление художественной литерату­ры зиждется на предмете, средствах и способах подражания.

Отдельные замечания о способах организации художе­ственного времени и пространства (хронотопа), разбросанные в «Поэтике», составляют предпосылки для дальнейшего де­ления на виды и жанры литературы.

Представление Аристотеля о родовых признаках традици­онно именуется формальным. Его продолжатели — представи­тели немецкой эстетики XVIII—XIX вв. Гёте, Шиллер, Авг. Шлегель, Шеллинг. Примерно в это же время были заложены принципы противоположного — содержательного подхода к родовому делению художественной литературы. Его инициатором стал Гегель, исходивший из гносеологического принци­па: предметом художественного познания в эпосе служит объект, в лирике — субъект, в драме — их синтез. Соответ­ственно содержание эпического произведения составляет бы­тие в его целостности, господствующее над волей людей, по­этому в нем преобладает событийный план; содержание лири­ческого произведения — душевное состояние, настроение лирического героя, поэтому событийность в нем отступает на второй план; содержание драматического произведения — устремленность к цели, волевая активность человека, прояв­ляющаяся в действии.

Истолкователь и продолжатель идей Гегеля В.Г. Белин­ский лишь отчасти поддержал немецкого теоретика, выска­зав ряд критических замечаний, в частности, усомнившись в наличии прямого соответствия между родовым содержанием и родовой формой: «Хотя все… три рода поэзии существует отдельно один от другого как самостоятельные элементы, од­нако ж, проявляясь в особных произведениях поэзии, они не всегда отличаются один от другого резко определенными гра­ницами. Напротив, они часто являются в смешанности, так что иное эпическое по форме своей произведение отличается драматическим характером, и наоборот… Превосходный при­мер эпического произведения, проникнутого драматическим элементом, представляет собою повесть Гоголя «Тарас Бульба»… Точно так же, как бывает драма в эпопее, бывает и эпо­пея в драме. У греков все роды поэзии, не исключая и самой лирики, отличаются характером более или менее эпическим: ибо вся жизнь этого народа выразилась преимущественно в пластической созерцательности. Трагедия греков особенно от­личается эпическим характером и в этом отношении диамет­рально противоположна драме новейшей, христианской, шек­спировской» (Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды//Собр. соч.: В 9 т. М., 1978. Т. 3. С. 308, 314).

В дальнейшем гегелевскую концепцию развивали Э. Штейгер и А.А. Потебня. Последний соотносил родовое де­ление литературы с лингвистическими категориями лица и времени. Действительно, наиболее ожидаемыми в лирике ока­зываются 1-е лицо и настоящее время, соответственно в эпо­се — 3-е лицо и прошедшее время, а в драме — 2-е лицо и бу­дущее время. Не меньший интерес представляет сопоставле­ние литературных родов с сопредельными видами искусств: эпоса — с живописью и графикой, лирики — с музыкой, дра­мы — с пантомимой и хореографией.

В XX веке появились экстравагантные концепции, оспо­ривающие классическую родовую триаду. По мнению Я. Эльсберга, к трем традиционным родам литературы необходимо присоединить еще один — сатиру. Наоборот, В. Днепров счи­тал достаточным деление литературы на два рода: эпос и лирику. Наконец, Бенедетто Кроче удивил всех своим пара- доксально-скептическим отношением к членению литерату­ры по родовому принципу вообще. По его мнению, каждое произведение уникально и в своем роде неповторимо, поэтому родовая классификация избыточна: сколько произведений — столько и родов!

Новейшие определения рода стремятся соединить, синте­зировать аристотелевский и гегелевский подходы, осмыслить категорию рода одновременно как содержательный и формаль­ный феномен. Таково, в частности, определение М.Н. Эпштейна: «Ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект, или сам акт художественного высказы­вания: слово либо изображает предметный мир, либо выража­ет состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речево­го общения»(ЛЭС. С. 329) Сравните: «Роды литературы — «способы подражания» (Аристотель), устойчивые (типологи­ческие) принципы оформления образного мира литературно­го произведения, определяющие характер взаимодействия произведения и того, кто его воспринимает» (Кормилов С .И. Роды литературные//Современный словарь-справочник по ли­тературе. М., 1999. С. 421).

Производными от категории рода или, вернее, уточняю­щими, конкретизирующими его понятиями являются поня­тия «вид» и «жанр». Видом мы по традиции называем устой­чивые структурные образования внутри литературного рода, группирующие еще более мелкие жанровые модификации. Например, эпос состоит из малых, средних и больших ви­дов, таких, как рассказ, очерк, новелла, повесть, роман, по­эма, эпопея. Впрочем, нередко они называются жанрами, ко­торые в строгом терминологическом значении конкретизиру­ют виды или в историческом, или в тематическом, или в структурном аспекте: античный роман, новелла эпохи Воз­рождения, психологический или производственный очерк или роман, лирическая повесть, рассказ-эпопея («Судьба челове­ка» М. Шолохова). Некоторые структурные формы соединя­ют в себе видовые и жанровые признаки, т.е. виды жанровых разновидностей не имеют (таковы, например, виды и одновре­менно жанры средневекового театра соти и моралитэ). Одна­ко наряду с синонимическим словоупотреблением актуальна иерархическая дифференциация обоих терминов. Соответствен­но виды подразделяются на жанры по целому ряду разнообраз­ных признаков: тематическому, стилистическому, структурно­му, объему, по отношению к эстетическому идеалу, реальной дей­ствительности или вымыслу, основным эстетическим категориям и пр.

Очевидный релятивизм в осмыслении членения литерату­ры на роды, виды и жанры, свойственный новому времени, объясняется не произволом современных теоретиков, а объективной тенденцией к синтезу эпоса, лирики и драмы, а также их жанрово-видовых форм, которую мы наблюдаем на протя­жении минувшего столетия. Примерно такая же ситуация, но в режиме изначального синкретизма, имела место на ранних этапах развития эстетической деятельности человека, когда, как показал в своей «Исторической поэтике» А.Н. Веселовский, все будущие жанровые формы литературы вместе с за­чатками других видов искусства составляли некое единое нерасчлененное действо ритуального назначения, в котором по­вествование сочеталось с выражением эмоционального состояния, с представлением, пением, танцем и пантомимой. Со временем началась его дифференция сначала на виды ис­кусства, а затем на отдельные жанровые модификации внут­ри них.

На протяжении длительной эволюции мировой литера­туры были периоды родовой и жанрово-видовой чистоты (ан­тичная литература классической эпохи, классицизм XVII— XVIII вв.), а также периоды господства синтетических ин­терродовых образований: лиро-эпики, драм для чтения, лирической драмы и пр. (романтизм, модернизм).

Комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.

Лирическое стихотворение (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

Мелодрама — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.

Фентези — поджанр фантастической литературы. Произведения этого поджанра написаны в эпической сказочной манере, используют мотивы древних мифов и легенд. Сюжет обычно построен на магии, героических приключениях и путешествиях; в сюжете обычно присутствуют волшебные существа; действие происходит в сказочном мире, напоминающем Средневековье.

Очерк — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.

Песня, или песнь — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.

Повесть — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.

Поэма — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

Рассказ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

Роман — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

Трагедия — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.

Утопия — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Эпопея — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

источник