В аудиокниге представлены специально отобранные педагогами и детскими психологами стихи, песенки, несложные поговорки и мелодичные прибаутки, а также русские народные сказки, которые особенно любят малыши в раннем возрасте. Вы заметите, что ваш ребенок быстрее сверстников начнет разговаривать, у него лучше будут развиты память, фантазия и эмоциональное мироощущение, в его лексиконе, наконец, окажется значительно больше слов, которые легче складываются в предложения.
Очень важно приобщать малыша к таинству чтения с первых месяцев жизни. Это будет формировать его сознание, будить фантазию и образное мышление. Карапуз не понимает смысла слов и фраз, зато он очень хорошо чувствует ритм и уже умеет различать интонацию, тембр и громкость голоса. Постепенно приходит способность воспринимать информационное содержание.
Русские народные потешки:
01. Сорока белобока
02. Жил-был у бабушки серенький козлик
03. Из-за леса, из-за гор
04. Идет коза рогатая
05. Уж как я мою коровушку люблю!
06. Гори, гори ясно
07. Тритатушки-три-та-та
08. Маленькие ножки бежали по дорожке
09. Ай, качи-качи-качи
10. Кисонька-мурысенька
и другие потешки
Русские народные сказки:
01. Репка
02. Теремок
03. Колобок
04. Лиса и собаки
05. Зимовье зверей
06. Журавль и цапля
07. Петушок и бобовое зернышко
08. И. Киреева «Снежинка»
09. И. Киреева «Месяц»
10. И. Киреева «Зонтик»
Колыбельные:
01. Ночь пришла
02. Ходит сон по лавочке
03. Люли-люли, люленьки
04. Бай-бай
05. Спи, сыночек мой, усни
06. Ай люлю, люлю, люлю
07. Баю-баюшки-бай-бай
08. Баю, баюшки, баю
09. Кач-кач, баю-бай
10. Баю, баю, баючок
11. Баю-баюшки-баю, баю деточку мою
12. Серенький волчок
13. Байки-побайки
14. Прилетели гуленьки
15. Пошел котик во лесок
16. Все ласточки спят
17. Баю-баюшки-баю, баю доченьку мою
18. А.А. Фет «Кот поет, глаза прищуря»
Успокаивающая музыка:
01. Б. Соколов «Капель»
02. Б. Соколов «Элегия»
источник
Пять пальцев, пять родных братцев, всегда и везде ходили вместе, и так как они крепко держались друг за друга, никто не смел их обидеть. Самого старшего звали Токки. Это .
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, .
Стоит пенёк, на пеньке — теремок. А в теремке живут Мушка, Лягушка, Ёжик да Петушок Золотой Гребешок. Вот как-то пошли они в лес за цветами, за грибами, за дровами, за .
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и .
Вы можете прослушать аудиосказку В.Г. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» онлайн без регистрации Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как .
Вылупился из яйца Утёнок. — Я вылупился! — сказал он. — Я тоже, — сказал Цыплёнок. — Я хочу с тобой дружить, — сказал Утёнок. — Я тоже, — сказал Цыплёнок. — Я .
Присказка Баю-баю-баю. Один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое – слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет .
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, .
Каяться и зарекаться хорошо, коли помнишь слово свое и зарок, и, сделав раз худо, станешь вперед от худа бегать; а коли клятва твоя и божба крепка только до вечера, а с утра .
– Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный? – Землю копал. – Для чего землю копал? – Норку делал. – Для чего норку делал? – От тебя, Лис, прятаться. – .
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и .
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, .
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. — Дедушка, бабушка, — .
Бежала однажды лиса по дороге, засмотрелась на ворону и упала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, но и выскочить — тоже нельзя. Сидит лиса в колодце и .
Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком .
Жили курочка с кочетком. Пришли они в лес по орехи. Кочеток залез на орешню орехи рвать, а курочке велел на земле подбирать. Кочеток кидает, а курочка подбирает. Вот кинул .
Колобок — текст сказки с картинками Жил — был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу .
источник
- « Ах ты, котенька»
Наклоняйтесь и удаляйтесь от лица крохи, напевая:
Ах ты, котенька,
Ты мой серенький,
Хвостик беленький!
Как тебя не любить!
Поиграйте с малышом: пощекочите его за ушками, коснитесь шейки и грудки, улыбаясь, напевая.
- « Звучание: высокое и низкое»
Поместите малыша у себя на груди таким образом, чтобы ваши лица находились напротив друг друга.
Проведите рукой от его шеи к бёдрам, легонько надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника. Это стимулирует приподнять головку.
Поглаживая спинку, ножки, ручки, произнесите имя малыша высоким голосом, а затем низким. Проделайте это неоднократно.
Играя, малыш будет слышать изменение интонации тембра голоса.
- « Бубенцы»
Позвените бубенцами на расстоянии 60-70 см в стороне от малыша так, чтобы он видел.
Подождите, пока звучание закончится.
Посмотрите на реакцию ребёнка: прислушивается он или нет.
Повторите игру, наблюдая за малышом.
Через несколько дней замените бубенцы другими музыкальными игрушками.
- « Ищем маму»
Находясь вне поля зрения от малыша, позовите его по имени, наблюдая за реакцией.
Если ребёнок затих и прислушивается к голосу, но не пытается его найти, покажитесь ему.
Произнесите имя малыша.
В дальнейшем чередуйте звучание: окликните обычным голосом, а затем вполголоса.
- « Развлекаем и работаем»
Когда нет возможности поиграть с крохой, старайтесь разговаривать с ним или напевать любимые мотивы, например:
Как у наших у ворот
Муха песенку поёт.
Ай, люли, вот поёт,
Ай, люли, вот поёт!
- « Откуда звучит мелодия?»
Включите музыкальную шкатулку или игрушку. Наблюдайте за реакцией малыша.
Если он прислушивается и не стремиться найти источник звука, покажите ему игрушку.
Повторите игру, только чтобы она находилась в поле зрения малыша.
Перемещая игрушку в разные места, побуждайте его вращать головой. Повторяйте игру неоднократно.
Важно помнить: игра должна доставлять удовольствие, а не слёзы!
- «Звуки»
Возьмите на руки кроху, щёлкая языком, привлеките его внимание, пропевая: « Агу-гу, агы- гы…».
Если малыш будет агукать, повторяйте за ним, поддерживая его.
- « Напеваем, поглаживаем»
Кусочком ваты или перышком поглаживайте крохе шейку, лицо, ручки, животик, ножки, при этом напевая:
Ля, ля, ля, ля, ля
Ля, ля, ля, ля, ля
Да, да, да, я пою
Детке песенку свою,
Да, да, да, я пою
Детке песенку свою.
Если кроха начнёт агукать, повторяйте за ним, поддерживая.
- « Перекличка со звуками гуления»
Играя с крохой напевайте с различной интонацией – от громкой до тихой, гласные звуки: а, у, и, о или агы- гы, агу-гу…
Напевая, выдержите паузу для стимулирования звукового подражания.
- « Повторялка»
Удобно разместитесь на полу или на коврике, положите кроху себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив друг друга.
Привлекая внимание малыша языком можно «поболтать». Напевая звуки «а-о-у», вытягивайте губы трубочкой.
Надуйте свои щеки и фыркните.
Малышу понравится за вами наблюдать, и он захочет подражать вашим действиям.
- « Гули- гули-голубочки»
Занимаясь с малышом, возьмите его ручки и помашите, как крылышками, напевая:
Прилетели гули,
Гули- голубочки.
Ручки положите на головку:
Сели на головку,
На головку дочке (сыночку).
Отгоните птичек ручкой малыша, напевая:
Ты, моя дочка,
Помаши ладошкой:
Кыш, гули, кыш!
- старается из положения лежа на животе поднимать и удерживать голову (1 месяц)
- из положения лежа на животе поднимает и длительно удерживает голову (2 месяца)
- опираясь на предплечья, высоко поднимает голову, в положении на животе(3 месяца)
- находясь на руках взрослого, удерживает голову в вертикальном положении (3 месяца)
- твёрдо упирается на опору при поддержке под мышки( 3 месяца)
- « Подъём головы»
Поместите кроху на животик.
Подложив свою ладонь под его грудь, помогите ему приподнять головку.
Этот приём способствует поднятию и удержанию головы.
- « Покачивание»
Поддерживая малыша лицом вниз одной рукой за грудь, а другой за бедро, покачивайте его, поочередно поднимая и опуская сначала голову, затем таз.
Когда будет опускаться голова, ребёнок попытается её удержать.
Читайте потешки:
Ой, качи, качи, качи,
К нам приедут торгачи,
Станут детку покупать,
Мы не будем продавать,
Детку( имя) мы не отдадим,
Детка( имя) нам нужна самим.
Важно помнить: комментируйте каждое своё действие эмоционально насыщенной речью.
- «Брыкаемся»
Сядьте на пол, а кроху уложите себе на ноги так, чтобы он упирался в ваш живот.
Поглаживая ножки, подвигайте ими, толкая в живот.
Читайте потешки:
Топ- топ, топотушки!
Пляшут ножки,
Пляшут ручки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что лежишь?
Пляши и ты!
- Работает кулачком — раскрывает, закрывает (3 месяца)
- Наталкивается на игрушки руками, которые висят над грудью. (3 месяца)
- « Игры с пальчиками»
Поместите малыша на коленях, лицом к себе.
Погладьте ручки от кулачка к плечу, а затем, взяв кулачки в свои руки, потрите их друг о друга.
Когда раскроются пальчики, погладьте их, читая потешки:
Раз, два, три, четыре, пять!
Хотят пальчики все спать.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж заснул,
Этот пальчик крепко спит.
Тише, тише, не шумите,
Пальчики вы не будите.
- «Мамина ладошка»
Потрите кулачки малыша друг о друга. Затем похлопайте ладошкой малыша по вашей руке, приговаривая:
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так, вот так.
Своих ручек не жалеет.
Игра стимулирует раскрыться кулачкам и развестись пальчикам.
- «Мамины пальчики»
Поглаживая кулачки и ручки малыша, помогаем активизировать разведение пальчиков.
Вложите ваш палец в его ладошку, пробуждая хватательный рефлекс. При этом напевая:
Гуля, гуля- голубок,
Гуля сизенький,
Сизокрыленький,
Всем нам миленький.
- « Перчатка»
Возьмите вязаную перчатку. Можно нашить на неё кусочки ткани разной фактуры, различные пуговички или крупный бисер.
Надев её на свою руку, поглаживайте ручки и пальчики крохи, затем вкладывайте каждый палец ему в ладошку.
При этом малыш будет ощупывать фактуру материала перчатки.
Важно помнить! Маленькому человечку необходима ваша поддержка. Приятной интонацией тембра своего голоса подбадривайте кроху в процессе игр и упражнений.
источник
Пять пальцев, пять родных братцев, всегда и везде ходили вместе, и так как они крепко держались друг за друга, никто не смел их обидеть. Самого старшего звали Токки. Это .
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, .
Стоит пенёк, на пеньке — теремок. А в теремке живут Мушка, Лягушка, Ёжик да Петушок Золотой Гребешок. Вот как-то пошли они в лес за цветами, за грибами, за дровами, за .
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и .
Вы можете прослушать аудиосказку В.Г. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» онлайн без регистрации Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как .
Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — .
Пошёл как-то Кот на речку рыбу ловить и у самой опушки Лису встретил. Помахала Лиса пушистым хвостом и говорит медовым голоском: — Здравствуй, кум-куманёк, пушистый .
Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод. И вдруг посреди зелёной поляны увидел он дикую .
Пугало Эта сказка про пугало. Однажды весной, когда на деревьях проклюнулись первые листья, в огороде кто-то поставил пугало. Оно махало руками, как ветряная .
Присказка Баю-баю-баю. Один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое – слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет .
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, .
Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было не много: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, .
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и .
Пришла старуха и стала сказывать про деревенское раздолье: про ключи студёные, про луга зеленые, про леса дремучие, про хлебы хлебистые да про ярицу яристую. Это не сказка, а .
В сказках и притчах всегда говорится, коли вы слыхали, что орел правит птичьим царством и что весь народ птичий у него в послушании. Пусть же так будет и у нас; орел – всем .
Козел повадился в огород: бывало, как только пастухи выгонят гурт свой, то Васька мой сперва, как добрый, идет, головой помахивает, бородой потряхивает; а как только ребятишки .
Каяться и зарекаться хорошо, коли помнишь слово свое и зарок, и, сделав раз худо, станешь вперед от худа бегать; а коли клятва твоя и божба крепка только до вечера, а с утра .
– Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный? – Землю копал. – Для чего землю копал? – Норку делал. – Для чего норку делал? – От тебя, Лис, прятаться. – .
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и .
Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком .
Колобок — текст сказки с картинками Жил — был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу .
источник
Малыши только пришли в этот мир и начали познавать его. Через сказку это сделать проще. Самое главное – выбрать короткие произведения с большим количеством гласных и междометий. Пусть привыкают к голосу, речитативу, песне. Родители предпочитают читать сказки онлайн – и правильно делают. Ребенок слышит скрип двери, завывание ветра, мяуканье кошки, возгласы «Гол!» из телевизора. Он наслаждается присутствием мамы, ее нежным, обращенным к ней «Мой родной, мой славный!» Хорошо, если эти или похожие мелодичные звуки, фразы, строчки появятся на аудионосителях, прозвучат в приятном на слух тексте.
Эту сказку ты прочтёшь Тихо, тихо, тихо… Жили-были серый ёж И его ежиха. Серый ёж был очень тих И ежиха тоже. И ребёнок был у них — Очень тихий ёжик. Всей семьей идут гулять Ночью вдоль дорожек Ёж-отец, ежиха-мать И ребёнок-ёжик. Вдоль глухих осенних троп Ходят тихо: топ-топ-топ… Спит давно народ лесной. Спит и зверь, …
Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал: — Мяу! Щенок поднял голову, посмотрел — никого нет. «Это, наверно, мне приснилось», — подумал он и улёгся поудобнее. И тут кто-то опять сказал: — Мяу! — Кто там? Вскочил Щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол — никого …
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь! — Крра-крра! Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеётся. — Эй, Ворона! — крикнул …
Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку. — Здравствуй, девочка, — сказала ей старушка. — Дай мне ягод, пожалуйста. — На, бабушка, — говорит девочка. Поела старушка ягод и сказала: — Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать: «Раз, …
У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? — Слон. — Откуда? — От верблюда. — Что вам надо? — Шоколада. — Для кого? — Для сына моего. — А много ли прислать? — Да пудов этак пять. Или шесть: Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький! А потом позвонил Крокодил И со слезами …
Пришла однажды лиса на лужок. А на лужке гуси пасутся. Хорошие гуси, жирные. Обрадовалась лиса и говорит: — Вот я сейчас вас всех съем! А гуси отвечают: — Не ешь нас, лиса, пожалей нас! — Нет, — говорит лиса, — не пожалею, всех съем. Что тут делать? Вот один гусь и говорит: — Позволь нам, …
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек. Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.Назад идут, у бабушки …
Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить — тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел — умная голова. Идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает: — Что ты там, лисонька, поделываешь? — Отдыхаю, голубчик, …
Повстречались как-то раз Лиса и Журавль: — Как дела, Лиса-кума? — Да всё бы хорошо, куманёк, да вот летать я не умею… — Так давай я тебя научу! Садись верхом! Уселась лиса на Журавля, поднялись они высоко в небо. Земля внизу — меньше горошины! — Ну что, кума, готова? — Да уж готова, а как …
Жила-была кума-Лиса… Надоело Лисе на старости самой о себе помышлять, вот и пришла она к Медведю и стала проситься в жилички: — Впусти меня, Михаил Потапыч, я лиса старая, ученая, места займу немного, не объем и не обопью. Медведь, долго не думав, согласился. Перешла Лиса на житье к Медведю и стала осматривать да обнюхивать, где …
источник
Речь ребенка развивается активными темпами где-то после полугода, когда малыш начинает осознавать, что он может издавать различные звуки, меняя форму губ и языка. В 6 месяцев дети начинают лепетать.
В этом возрасте их речь состоит из повторов слогов, включающих гласный и согласный звуки. Между 6 и 9 месяцами ребенок вместо издаваемого раньше с помощью губ «ба-ба» произносит «да-да» — уже с помощью языка.
После того как малыш пройдется по всем гласным алфавита («ах-ба-ди-да-га-ма»), он начинает соединять такие «слова» вместе — «ба-ба-ба-ба», сочетая их со специфическими булькающими звуками, возникающими при прохождении звука во рту. Наконец, около 9 месяцев появляются первые слова — «мама», «папа», хотя пока не всегда малыш четко соотносит их с теми, кого они обозначают.
Малыш уже хорошо понимает вопрос «Где?». Поэтому почаще спрашивайте его о разных предметах, которые всегда находятся в привычном ребенку месте: «Где окно?», «Где коляска?», «Где твоя кроватка?», «Где лампа?» и т.д. Малыш будет показывать вам на них пальчиком.
Где кошка?
Затем начинайте задавать ребенку вопрос о тех предметах, которые не имеют своего постоянного места в доме: «Где мячик?», «Где кошка?» и т.д.
Где неваляшка и где пирамидка?
Расположите перед ребенком неваляшку и пирамидку. Скажите: «Это неваляшка, а это пирамидка». Теперь спросите малыша, где неваляшка, а где пирамидка. Кроха взглядом ответит вам. Поменяйте игрушки местами и опять спросите.
Перекличка
Малыш в этом возрасте подолгу лепечет. Повторяйте за малышом эти слоги, которые он произносит.
Поговори с игрушкой
Возьмите в руки игрушку и поговорите с малышом как бы от ее имени: «Привет малыш! Как тебя зовут? Арина. А меня собачка Гав. Где твоя мама? А вот, вижу. А папа? На работе? А вот посмотри, как я умею подпрыгивать вверх (подбросьте игрушку вверх и снова поймайте её). А ты так умеешь?» и т.д.
Тихо – тихо – тишина
Возьмите куклу в руки и расскажите малышу стихотворение, в конце каждой строчки прикладывайте палец к губам:
Тихо. Тихо. Тишина. Тссс-
Кукла бедная больна. Тссс-
Кукла бедная больна. Тссс-
Просит музыки она. Тссс-
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
(В.Берестов)
После окончания стихотворения спойте малышу любую песенку громким голосом, чтобы он ощутил контраст между тихим и громким звучанием.
Возьмите ручки ребенка в свои и похлопайте ими в ладошки, приговаривая:
— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!
Вскоре малыш сам начнет хлопать в ладошки, как только услышит первую строчку этой потешки.
Учите малыша откликаться на своё имя – зовите его по имени. Так же знакомьте его с именами других детей, с которыми общается ваш малыш.
Пестушки и потешки
***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Носик, носик!
Где ты, носик?
Ротик, ротик!
Где ты, ротик?
Щёчка, щёчка!
Где ты, щёчка?
Будет чистенькая
Дочка.
***
Нос и щечки мой, ручонка!
Чистый будет наш мальчонка!
(или «Будет чистая девчонка»!)
Во время подмывания:
***
Раз ку-ку, два ку-ку,
Провалился кот в муку.
Нос в муке, хвост в муке,
Попка в кислом молоке.
Во время купания:
***
Кто тут будет куп-куп,
По водичке — хлюп-хлюп?
В ванну быстро — прыг, прыг,
В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
Во время одевания:
***
О-о-ой, соловушка поет,
Слова молвить не дает!
Соловейка, соловей,
Одевайся веселей,
Там, за дверью — Дед Мороз,
Щип за щечку!
Щип за нос!
(Н. Пикулева).
***
Одеваем рёвушку:
Шапку на головушку,
Валенки — на ножки,
А на них — калошки!
Ты постой, не реви,
А шубейку натяни! (Г. Лагздынь)
Во время утреннего просыпания:
***
Ручки-ручки-потягушки
И ладошки-похлопушки.
Ножки-ножки-топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
ладошки и ножки,
щечки-цветочки -чмок!
В конце потешки поцелуйте ребенка.
***
Глазки спят и щечки спят
У усталых малышат.
Спят реснички и ладошки,
Спят животики и ножки.
И малюсенькие ушки
Сладко дремлют на подушке.
Спят кудряшки, ручки спят,
Только носики сопят.
(отрывок из колыбельной И.Гуриной)
***
Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось –
Ни крупинки не осталось!
(Пересказ С.Маршака)
***
Это — ложка,
Это — чашка.
В чашке — гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала —
Кашки гречневой не стало!
***
Наша ложка непослушна:
Вместо рта полезла в ушко.
Ай-ай-ай! Какая ложка!
Накажу ее немножко.
(Г. Лагздынь)
***
Плывет кораблик по волнам,
Плывет, плывет — и прямо в рот! АМ!
Поднося ложку ко рту малыша, слегка раскачивайте ее, как «кораблик».
***
Ты не плачь, не плачь, не плач,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать –
Куплю худой лапоть!
Когда вы или кто-то другой выходит из комнаты или куда-то идет – нужно говорить: «Пока, пока!» и махать на прощание ребенку ручкой.
Холодная и теплая вода
Подставьте руки малыша под струю теплой воды и скажите: «Теплая водичка». Затем включите прохладную воду и скажите: «Холодная водичка».
Простые просьбы
Ребенок уже понимает и может выполнять простые просьбы: «Дай, ложись, иди ко мне, выплюнь» и т.д.
Рассказываем об игрушках
Возьмите в руки любую игрушку и немного расскажите о ней: «Это котенок. Он белого цвета. Мягкая шерстка. Вот у него нос, уши, глаза, усы, лапы, хвост».
Звуковое сопровождение
Играя с малышом, сопровождайте ваши действия звуками: «машинка едет «ж-ж-ж», самолетик летит «в-в-в», поезд гудит «ту-ту»», а так же такие слова как «бум», «бах», «шлёп», «хлоп» и т.д.
Веселый клоун и грустный ёжик
Возьмите в одну руку клоуна – он будет у вас играть веселого героя, в другую – ёжика – он будет грустный. Разыграйте перед ребенком диалог – говорите за клоуна весело, а за ежика грустно. Придумайте историю, что случилось с ёжиком (не может насобирать грибов, боится лисицу и не знает, что ему надо сворачиваться клубочком, потерял маму и т.д.)
Задавайте вопросы
Общаясь с ребенком, задавайте ему вопросы: «Ты хочешь пить?» «Во что поиграем?» «Когда же наш папа придет?» «Ты не видел, куда я дела свою расческу?» и т.д. Малыш хоть и не сможет ответить вам, но по крайней мере попытается. Выждав минутку — сами ответьте за ребенка «Хочу пить» «Поиграем в пирамидку». «Папа придет скоро» «Вон лежит расческа».
Слово — предмет
Чтобы ребенок усвоил взаимосвязь между словом и предметом, назовите ребенку любой предмет, например, «книжка» и вслед за этим покажите малышу книжку, «погремушка» — через несколько секунд покажите малышу погремушку и т.д.
Изображение – предмет
Проведите для ребенка ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Рассматривая иллюстрации в книгах или на картинках, показывайте ребенку соответствующие предметы. «Это барабан (показываем нарисованный), а это тоже барабан (показываем настоящий). На нем можно играть – вот так «бум-бум-бум» (бьем ладошкой по барабану)». «Это кися (показываем нарисованную), а это настоящая кошка (гладим кошку) и т.д.
Где? Где? Где?
Положите перед ребенком три знакомых ему предмета, например, пирамидку, юлу и матрешку. И спросите: «Где пирамидка?», «Где юла?» «Где матрешка?» Поменяйте местами игрушки и снова задайте вопросы.
Пойдем гулять
Перед тем как пойти спать, умываться, кушать, гулять, играть, оповещайте об этом малыша. Говорите: «Сейчас мы пойдем гулять», «Сейчас приготовиться кашка и будем кушать» и т.д.
Покажите ребенку нарисованную или игрушечную кукушку и спойте украинскую песенку:
Прилетела кукушечка
Из темного леса,
Села.
Села и запела:
— Ку-ку!
Ку-ку!
Ку-ку!
У Арины есть.
Начинайте знакомить ребенка с названиями частей тела. Ребенок лежит на спинке, а вы приговариваете:
У Арины есть глазки, чтоб смотреть. (Дотроньтесь до глаз.)
У Арины есть ушки, чтобы слушать. (Дотроньтесь до ушей.)
У Арины есть носик, чтобы нюхать. (Дотроньтесь до носика.)
У Арины есть ротик, чтобы кушать. (Дотроньтесь до ротика).
У Арины есть ножки, чтобы бегать. (Поделайте ногами ребенка «велосипедик»)
У Арины есть ручки, чтобы махать. (Помашите руками.)
Жили у реки утята
Во время купания запустите к ребенку в ванну резиновые игрушки утят и расскажите стихотворение:
Жили у реки утята,
Очень дружные ребята.
В речке плавали, играли,
И друг друга догоняли.
Поиграйте с ребенком в игрушечных утят.
Новые слоги
Побуждайте малыша повторять за вами новые слоги, которых еще нет в речи вашего малыша: «за, но, ва» и т.д.
Учите малыша произносить первые осознанные слова из знакомых ему слогов: «Скажи ма-ма. Где мама?», «Скажи па-па. Где папа?», «Скажи ба-ба. Где баба?», «Скажи га-га. Где гусь?», «Скажи ням-ням», «Скажи дай» и т.д.
Повседневные предметы
Знакомьте малыша с названиями предметов, которые его окружают. Перед тем как надеть шапку, покажите ее ребенку, дайте потрогать и скажите «шапка», ставя перед ребенком тарелку с кашей, скажите «это тарелка, а тут каша», если малыш взял в руки мяч, скажите «мяч» и т.д.
Рассматривание книг
Активно рассматривайте с малышом детские книги с крупными предметными рисунками во всю страницу. Спрашивайте: «Где гав-гав, где мяу-мяу, где ко-ко?» Побуждайте малыша повторять за вами эти слова.
Чтение книг
Читайте малышу книги с потешками, детскими стихами (А.Барто, Е.Благининой и др), параллельно привлекая внимание малыша к иллюстрациям.
Где же наши ушки?
Продолжайте знакомить ребенка с названиями частей тела. Рассказывайте стихотворение, дотрагиваясь до называемых частей тела:
Где же наши ушки? Слушают пестушки!
А где глазки? Смотрят сказки!
А где губки? Прячут зубки!
Ну а ротик на замочек!
Этот пальчик хочет спать
Поиграйте с пальчиками малыша. Рассказывая стихотворение, дотрагивайтесь до каждого пальчика и сгибайте его:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — лёг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «ура!»
Всем на улицу пора!
Гуси, гуси, га-га-га
Покажите ребенку игрушку или картинку гуся и волка и расскажите потешку:
— Гуси, гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Летите домой!
— Серый волк под горой зубы точит, съесть нас хочет!
— Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Зайка, зайка прыг да скок.
Рассказывайте ребенку стихотворение и изображайте игрушечным зайчиком соответствующие действия.
Зайка, зайка прыг да скок,
Побежал через мосток.
Быстро в огород попал,
И морковки там нарвал.
11 месяц
Вот сколько мячиков
Положите перед ребенком 2-3 мячика и несколько других игрушек. Спросите: «Где мячики?» Ребенок должен разыскать все мячики, если он пока нашел только один, помогите ему: «Где еще мячик?». Объедините мячики в кучку и скажите: «Вот как много мячиков».
Пожалей, погладь, позови
Побуждайте малыша выполнять, а главное понимать ваши просьбы: «Пожалей лялю (куклу)», «Погладь кошку», «Поцелуй маму», «Понюхай цветочек», «Позови папу кушать, скажи «иди папа!» и т.д.
Первые запреты
Именно в этом возрасте малыш сталкивается с первыми запретами. Их не должно быть много. По возможности обезопасьте квартиру (закройте розетки, уберите с нижних полок бьющиеся и другие опасные предметы и т.п.). Но всё же, наверняка, останутся какие-то ситуации, когда вам будет необходимо твердо сказать «нельзя» и постараться переключить внимание ребенка на что-то другое (благо, в этом возрасте это сделать не так трудно).
Гуляя с ребенком на улице обращайте его внимание на окружающую природу (деревья, травку, цветы, животных, снег, дождь, сосульки, песок, камушки и т.п.), немного рассказывайте о том, что вы видите: «Посмотри, светит солнышко. Яркое и теплое». «Вон воробей – клюёт зернышки» и т.д.
Увидев на улице, например, голубей, можно рассказать о них стихотворение:
Гули-гули прилетали!
Гули-гули ворковали:
Гуль-гуль, гуль-гуль!
Инсценировки с игрушками
Выстраивайте с игрушками, куклами небольшие сюжеты. Их может быть множество, всё зависит от вашей фантазии. Например, встретились заяц и собачка, поздоровались, сказали, что «я — заяц», а «я – собачка», решили бегать, кто быстрее, прыгать кто выше, покушали, легли спать и т.д. Или куколка ехала на машине на танцы, позвала с собой и матрешку, они поехали вместе, машина сломалась, не едет, куколки стали чинить, починили, приехали на танцы, стали танцевать и т.д.
Зайка прискакал
Возьмите игрушку зайчика и поиграйте с ребенком в веселую игру. Рассказывая стихотворение, изображайте зайчиком движения:
К Арине зайка прискакал,
Возле Насти прыгать стал.
Прыг-скок, прыг-скок,
Обними меня, дружок.
На последней строчке зайчик «бросается» в объятия к малышу. В следующий раз вместо слова «обними» можно сказать: «поцелуй, пожалей, догони» и т.д.
Где ладошки, пальчики
Посадите малыша к себе на колени лицом к вам. Возьмите руки ребенка в свои и рассказывая стихотворение, выполняйте соответствующие движения:
Где ладошки, пальчики? (хлопаем в ладоши)
В лесу ловили зайчика (перекрещиваем руки ребенка на его груди, как бы обнимая самого себя).
Ушки на макушке (руки приставляем к голове как ушки), хвосток – малышок (дотрагиваемся до попы),
Весь дрожит, к мамочке спешит (слегка трясем малыша, раскачивая его на коленях).
Поймали, обняли — дальше побежали (обнимаем малыша)
Курочка — рябушечка
Возьмите игрушку курицы и разыграйте с ней диалог:
— Курочка — рябушечка, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка — рябушечка, за чем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка — рябушечка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка — рябушечка, как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
В конце можно показать ребенку игрушечных цыпляток, которые «пьют» водичку.
Ролевые игры
Ребенок уже вполне может играть в свои первые ролевые игры – покормить куколку, помыть, покачать ее на ручках, спеть баю-бай, уложить её спать, накрыть одеялом и т.д.
Кто что делает
В этом возрасте малыш много наблюдает. Поясняйте малышу то, что ему интересно: «Дядя пилит ветки», «Мальчик катается на велосипеде», «По дороге едет машина», «Мячик укатился» и т.д.
Детские слова
Чтобы ребенку было понятнее, пока можно говорить на его языке, облегченными словами: «топ-топ, ням-ням, бах, кися, бибика». Но если ребенок коверкает слова, говоря, например, вместо заяц – яя, а вместо солнца – соне, то тут, повторяя это слово за ребенком, надо произносить его правильно, не яя, а заяц, не соне, а солнце. Таким образом, малыш будет учиться говорить так, как надо, а не заучивать неправильно их произношение.
Что это? Кто это?
Теперь уже вы начинаете спрашивать ребенка. Взяв в руки зайчика, спросите «Кто это?». Если малыш затрудняется ответить, скажите за него «Заяц. Скажи заяц». Тоже самое спросите и про мячик: «Что это?» Пусть ребенок попытается ответить.
Ищем предмет по картинке
Положите перед ребенком несколько игрушек или предметов, соответствующих изображениям на картинках. Покажите картинку и попросите найти такой же предмет, что и на картинке.
Рассказывайте ребенку стихотворение и выполняйте соответствующие действия с его пальчиками:
Первый пальчик — подержи,
Второй пальчик — покажи,
Третий пальчик- постучи,
Третий пальчик — поиграй,
Пятый тоже не зевай,
Всей четверке помогай.
Мишка косолапый
Всем детям без исключения нравится эта веселая потешка. Разучите ее с малышом:
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ!
Не пойду я больше по лесу гулять!
Не пойду я больше шишки собирать!
Мыли мылом ушки
Посадите малыша к себе на колени или рядом с собой и, рассказывая стихотворение, выполняйте соответствующие действия:
Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой).
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик водим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки!
Кто как говорит
Когда вы гуляете или идете куда-то с малышом, сидящим в колясочке, проговаривайте ему названия животных и те звуки, которые они издают: «Кошка: мяу-мяу; собака: ав-ав; корова: му-у-у; коза: ме-е-е; овечка: бе-е-е; гусь: га-га-га-га; утка: кря–кря, цыплёнок: пи-пи-пи-пи; курочка: ко-ко-ко-ко» и т.д.
источник
Детские стихи — потешки. От 1 до 3 месяцев.
Гуля-гуля, голубок,
Гуля-гуля, воркоток!
Гуля сизенький, сизокрыленький,
Маме миленький!
***
Ах, поет, поет соловушка!
Ах, поет, поет молоденький!
Молоденький, хорошенький, пригоженький!
Стишки — потешки с поглаживаниями.
Потягуни-потягушечки,
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!
***Мы проснулись, потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись!
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
***
Придет киска не спеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу» – скажет киска,
Наша детка хороша!
***
Животик-животок,
Не вари кашу круту!
Вари мяконькую,
Да разваристую!
Знакомство с телом.
Потягушки-потянушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся?
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!
Это кто у нас проснулся?
Кто так сладко потянулся?
Потягуни-потягушечки!
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся:
Вот так, вот так, мы растем!
Вот так ножками пойдем!
***
Потягунюшки-порастунюшки!
Поперек толстунюшки,
А в ножки — ходунюшки
А в ручки — хватунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок!
***
Лепим мы куличи, (гладим животик малыша)
Круглые как личико!
Достаем из печи
Вкусные куличики!
Ротик мой умеет кушать, (касаемся каждой части тела)
Нос дышать, а ушки слушать.
Глазоньки моргать- моргать!
Ручки — все хватать-хватать!
***
Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
Другие новости по теме:
Детские песенка «Наш учитель самый лучший»
Колыбельная песня Г. Галина
Детские песенки. Ай, качи, качи, качи, прилетели к нам грачи…
Поздравления маме 50 «Сегодня праздник»
Стихи про папу и маму детские «Колыбельная»
Стихи для малышей. Потянушки-потягушки
Детские стихи. Мама поет
Стихи-потешки для детей от 6 до 12 месяцев
Детские загадки. Буква П
Потешки. Русские народные
источник