Меню

Близость во время месячных в исламе

Вопрос: Ассаламу алейкум! Известно,что половой акт во время менструации запрещен. Что делать если произошел половой акт, как показалось, после завершения менструации, а оказалось, что месячные не закончились? (Башкортостан)

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Да, безусловно, половые сношения в период, когда у женщины месячные, строго запрещены исламом. Если супруги хотят близости, когда у жены месячные, они могут удовлетворить свои желания таким образом, чтобы муж воздерживался от прикосновения к тем частям тела жены, что начинаются от пупка и заканчиваются ее коленями.

عن ميمونة قالت * كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يباشر نساءه فوق الإزار وهن حيض

Маймуна (да будет доволен ею Аллаха) рассказывала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) был близок со своими женами в области выше той, что покрывалась их изаром, когда у них были месячные. (Муслим. Сахих. – № 294)

Если у супругов был половой акт в период месячных у жены, им следует совершить искреннее тауба (покаяние) и попросить Аллаха о прощении. Ни штрафа, ни каффары (искупления) за это не предусматривается.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Вопрос: Ассаламу алейкум!
В ответе на вопрос о половой близости во время менструации, опубликованном в феврале 2010 года, было сказано: «Если у супругов был половой акт в период месячных у жены, им следует совершить искреннее тауба (покаяние) и попросить Аллаха о прощении. Ни штрафа, ни каффары (искупления) за это не предусматривается».
Но, согласно хадису, переданному от Ибн Аббаса (р.а.), следует, что пророк Мухаммад (С.А.В.) сказал о человеке, совершившем со своей женой половой акт во время менструации: «Сделает садака один динар или половину динара».
Также в хадисе, переданном от Абу Дауда, говорится: «Если половой акт совершен в начале менструации – один дина; если в конце менструации, то половина динара».
Относясь с искренним уважением к вашему сайту, прошу дать разъяснение по поводу этого вопроса. (Узбекистан)

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Большинство имамов иджтихада интерпретировали данные хадисы в контексте истихбаба (предпочтительности), то есть подразумевается, что является предпочтительным (но не обязательным) отдать садака размером в 1 динар, 1/2 динара, 2/5 динара и т. д. в соответствии с различными повествованиями.

Имамы Абу Ханифа, Малик, Шафии, а также имам Ахмад в одном из своих сообщений, равно как и большинство саляфов, утверждали, что нет штрафа (каффара) для человека, совершившего половой акт со своей женой во время ее месячных. Скорее, следует просить Аллаха о прощении и раскаяться. (Базль-уль-маджхуд. – Изд. Дар-уль-башаир. – Том 2, стр. 307)

واختلف العلماء في وجوب الكفارة، فقال الشافعي في أصح قوليه وهو الجديد ومالك وأبو حنيفة وأحمد في إحدى الروايتين وجماهير السلف، إنه لا كفارة عليه، وعليه أن يستغفر ويتوب.

Существует большое количество асаров от сахабов и табиинов, указывающих на то, что хадисы, в которых упоминается садака размером в динар, и подобные им хадисы подразумеваются в контексте истихбаба.

عن سعيد بن جبير ، قال : يستغفر الله

Сагид ибн Джубейр (милость ему Аллаха) говорил: «(Тому, кто совершает половой акт со своей женой во время ее месячных) следует просить Аллаха о прощении».

عن إبراهيم ؛ في الرجل يأتي امرأته وهي حائض ، قال : ذنب أتاه ، يستغفر الله منه

Ибрахим Нахаи (милость ему Аллаха) сказал в отношении того, кто совершает половой акт со своей женой во время месячных: «Это грех, который он совершил. Ему нужно просить Аллаха о прощении его (греха)».

عن عبد الرحمن بن القاسم ، عن أبيه ؛ في الرجل يأتي امرأته وهي حائض ، قال : يعتذر ، ويتوب إلى الله

Касим (милость ему Аллаха) сказал в отношении того, кто совершает половой акт со своей женой во время месячных: «Ему следует признать свою ошибку и покаяться перед Аллахом».

عن عطاء ، قال : يستغفر الله

Имам Ато сказал (в отношении человека, совершающего половой акт со своей женой во время месячных): «Ему следует просить Аллаха о прощении».

عن إبراهيم ، قال : ليس عليه شيء ، ولكن لا يعد

Ибрахим (милость ему Аллаха) говорил (в отношении человека, совершающего половой акт со своей женой во время месячных): «На нем нет (штрафа/каффары), но ему не следует повторять этот грех вновь».

عن حماد ، قال : ذنب يستغفر الله منه

Хаммад (милость ему Аллаха) сказал (в отношении человека, совершающего половой акт со своей женой во время месячных): «Это грех, о прощении которого ему нужно просить Аллах».

عن أبي حرة ، أن عمر سأل عليا ما ترى في رجل وقع على امرأته وهي حائض ؟ قال : ليس عليه كفارة إلا أن يتوب

Как сообщал Aбу Хурра, господин Умар (да будет доволен им Аллах) задал вопрос господину Али (да будет доволен им Аллах) в отношении человека, который совершит половой акт со своей женой во время месячных, и получил следующий ответ: «Нет на нем штрафа, крое раскаяния перед Аллахом». (Ибн Аби Шейба. Мусаннаф. – Изд. Дар-уль-кибла. – Том 3, стр. 429)

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

источник

Дата публикации : 26-09-2011

Дозволено ли ласкать жену, когда у неё менструация (хайд) или послеродовое кровотечение (нифас)?

Близость и ласки мужчины со своей женой, когда у неё менструация или послеродовое кровотечение, бывают трёх видов:

1- совокупление во влагалище. Это является запрещенным (харам) по единодушному мнению всех мусульман. На это указывает коранический текст. Сказал Всевышний Аллах:

وَيَسْأَلُونَكَ عَنْ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُوا النِّسَاءَ فِي الْمَحِيضِ وَلا تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّى يَطْهُرْنَ

Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: „Они (то есть менструации) — нечисты. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся“ (сура аль-Бакара , аят 222).

2- близость, а именно ласкание (поцелуи, объятия или касания и др.) того, что находится выше пупка и ниже колена. Это является разрешенным (халяль) по единодушному мнению всех ученых. См.: Ан-Навави. Шарх муслим; Аль-мугни. – Т. 1. – С. 414.

3- близость, ласкание (поцелуи, объятия или касания и др.) того, что находится между пупком и коленом, кроме совокупления во влагалище или в задний проход. В отношении этого ученые разошлись во мнениях. Имамы Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи‘и считали, что подобное запретно (харам), а имам Ахмад считал, что это дозволено. Мнения имама Ахмада придерживались и некоторые из ханафитов, маликитов и шафи‘итов. Ан-Навави сказал: Это — наиболее сильное доказательство, и это — то мнение, которое следует выбрать .

Ученые, считающие третий вид дозволенным, опирались на Коран и Сунну. Что касается Корана, то они опирались на предыдущий аят:

وَيَسْأَلُونَكَ عَنْ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُوا النِّسَاءَ فِي الْمَحِيضِ وَلا تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّى يَطْهُرْنَ

Они спрашивают тебя о менструациях (аль-махид). Скажи: „ Они (то есть менструации) — нечисты. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся“ (сура аль-Бакара , аят 222).

Ибн ‘Усеймин сказал: Слово „аль-махид“, упоминаемое в аяте, означает время менструации и их место. Место менструации является влагалище. Пока у женщины есть менструации, совокупление с ней во влагалище запрещено (харам) (Аш-шарх аль-мумти‘. – Т. 1. – С.413).

Ибн Кудама сказал: Приказ избегать непосредственно место выхода крови, как это выделено в аяте, указывает дозволенность всего, что кроме этого (Аль-мугни. – Т. 1. – С. 415).

Что касается Сунны. Передаётся от Анаса, что когда у женщины из иудеев начиналась менструация, её не приглашали к столу и не собирались с ними (т. е. женщинами в период менструаций – прим. пер.) в одном доме. Тогда сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обратились к Пророку, и Всевышний Аллах ниспослал аят:

وَيَسْأَلُونَكَ عَنْ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُوا النِّسَاءَ فِي الْمَحِيضِ

Они спрашивают тебя о менструациях (аль-махид). Скажи: „ Они (то есть менструации) — нечисты. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся“… (сура аль-Бакара , аят 222).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Делайте всё, кроме совокупления . Когда иудеи услышали об этом, то воскликнули: Этот человек не хочет оставить ничего из наших дел, не поступив наперекор нам!! (привёл Муслим под № 302).

Ан-Навави сказал: „Не собирались с ней в одном доме“, то есть не общались с ними и не жили с ними в одном доме .

Передаётся от ‘Икримы, от некоторых жён Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, желал чего-нибудь от своей жены во время менструации, то набрасывал на её половые органы одежду (привёл Абу Дауд под № 272). Ибн Хаджар сказал: У этого хадиса сильная цепочка передатчиков . Аль-Албани сказал, что хадис достоверен в Сахих Аби Дауд (под № 242).

В Фатауа ал-ляджна ад-даима сказано:

Мужу запрещено совокупляться с женой во влагалище, когда у неё менструации. Ему разрешено иметь близость с ней (и ласкать всё), что кроме этого (Фатауа ал-ляджна ад-даима. – Т. 5. – С. 395).

Если мужчина желает насладиться своей женой, то ему лучше велеть жене одеть что-то, что закрывало область между пупком и коленями. А после уже иметь близость, а именно ласкать (целовать, обнимать или касаться и др.) всё, что кроме этого.

‘Аиша сказала: Если у одной из нас была менструация, и посланник Аллаха желал вступить с ней в близость, то он повелевал ей завернуться в изар (одежда, прикрывающая всё, что между пупком о коленями – прим. пер.), когда менструация была сильной (или в начале периода менструаций, как разъяснял это аль-Хаттаби), а после имел с ней близость (привёл аль-Бухари под № 302 и Муслим под № 2293).

Маймуна сказала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, имел близость со своими женами поверх изара в период их менструаций (передал Муслим под № 294).

Ибн Кайим, комментируя хадис под № 2167 из книги ‘Аун аль-ма‘буд , сказал: «Хадис Делайте всё, кроме совокупления указывает, что запрет касается только места выхода менструации, как это очевидно (из текста хадиса – прим. пер.). Запрещено совокупление во влагалище, и разрешено всё, исключая этого. Хадисы об изаре не противоречат этому, так как это более отдаляет от нечистоты (менструальной крови – прим. пер.), и это лучше» (сокращенно из Тахзиб ас-сунан ).

Возможно, есть различие между началом и концом периода менструации, и желательно прикрывать изаром место между пупком и коленями в дни, когда кровь выходит обильно, что бывает в начале менструации.

Ибн Хаджар сказал: Это (различие) подкрепляет то, что передал Ибн Маджа с хорошей цепочкой передатчиков, от Умм Салямы, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остерегался сильных менструальных кровотечений три дня, и имел близость после этого (сокращенно).

Всё упомянутое выше касается и женщины во время послеродовых кровотечений. Ибн Кудама, да помилует его Аллах, после перечисления видов близости мужчины со своей женой во время менструации сказал: И женщина в период послеродовых кровотечений подобна женщине во время менструаций (Аль-мугни. – Т. 1. – С. 419).

источник

Менструация – естественное состояние созревшего женского организма. Это маточное кровотечение в течение от 3 до 7 дней, возникающее с определённой периодичностью – примерно раз в месяц (длительность цикла может меняться индивидуально от 21 до 45 дней).

В исламском праве различаются понятия хайд и истихада. Под хайдом понимается традиционная менструация. Истихада – это маточное кровотечение, которое не вписывается в менструальные циклы. Кроме того, к истихаде не относятся послеродовые кровотечения (нифас).

Отличия хайда от истихады:

1. Между циклами месячных должен быть промежуток не менее 15 суток.

2. Минимальный срок. По данному вопросу мнения различных богословских школ разнятся. По мнению ханафитов, менструация должна длиться не менее трёх суток. Богословы шафиитского мазхаба уверены, что наименьший срок хайда – сутки. Маликиты полагают, что месячными является даже одна капля крови, которая выделилась в период цикла.

3. Максимальный срок. По мнению богословов ханафитского мазхаба, менструальный цикл должен быть не более 10 суток, в то время как шафииты и маликиты считают, что наибольший срок хайда равняется 15 суткам.

Маточные кровотечения, которые не вписываются в вышеперечисленные рамки – это истихада. Например, если кровотечение длилось на протяжении часа, то по ханафитскому и шафиитскому мазхабу – это истихада, а по маликитскому – это относится к менструации. Соответственно, выделения, длившиеся на протяжении более десяти (по ханафитскому мазхабу) или пятнадцати (по маликитскому и шафиитскому) дней так же относятся к истихаде.

Эти ограничения носят условный характер, так как каждый организм имеет свои уникальные особенности. Поэтому женщине стоит самостоятельно определить границы менструации и истихады.

В период менструации женщина находится в состоянии ритуального осквернения, и ей запрещено совершать намаз. Кроме того, ей не нужно восполнять пропущенные молитвы после окончания хайда.

Читайте также:  Как омега 3 влияет на месячные

В случае истихады женщине нужно совершать намазы. Но из-за постоянных выделений, которые портят омовение, женщина в подобной ситуации относится к категории «мазур» (оправдываемая).

В связи с этим необходимо выполнить ряд рекомендаций:

  • использовать предметы, способствующие уменьшению выделений (прокладки, тампоны);
  • предпринять действия, способные уменьшить кровотечение (совершение намаза сидя, медлительность при выполнении движений во время молитвы), но при условии, что они реально уменьшают выделения;
  • по возможности сохранять одежду чистой.

Женщина становится оправдываемой в случае, если выделения продолжаются в течение времени хотя бы одной обязательной молитвы. Например, с момента начала магриба (ахшам-намаза) и до наступления времени иша (ясту-намаза). После окончания истихады женщина прекращает быть мазур с того момента, как время отсутствия выделений будет равным периоду одного фард-намаза. Если же спустя некоторое время кровотечение вновь появится, то женщина снова станет оправдываемой, как только её выделения будут продолжаться в течение временного промежутка одной обязательной молитвы.

В состоянии мазур женщина вправе совершить омовение один раз и с ним выполнить одну обязательную молитву и несколько дополнительных. Даже если выделения происходят во время совершения ракаатов. Если женщина читает за один временной промежуток несколько обязательных намазов (например, по причине того, что не сделала это вовремя), она вправе прочитать все пропущенные молитвы с одним гуслем или тахаратом. Когда мусульманка совершает все намазы в строго отведённое время, то перед каждой обязательной молитвой нужно обновить омовение.

При этом женщине в таком состоянии следует минимизировать временной промежуток между тахаратом и намазом. Иными словами, ей нужно начать молиться сразу же после омовения, не отвлекаясь на какие-либо иные дела. Задержки времени допустимы лишь для приготовления к молитве – переодевания, расстилания коврика и т.д. По мнению некоторых богословов, если женщина в данном состоянии после омовения и до намаза совершила что-либо, не имеющее отношение к молитве, то её ритуальное очищение считается недействительным (примеры таких действий: попила воду, написала SMS, поговорила с кем-то о мирском и т.п.).

1. Намаз. Женщинам во время менструации запрещено молиться, причём после окончания хайда пропущенные намазы восполнять не нужно.

Пророк Мухаммад (с.г.в.), обращаясь к своей дочери Фатиме (р.а.), сказал: «Когда у тебя месячные, то не совершай намаз, а когда они прекратятся, соверши гусль и начинай молиться» (Бухари, Муслим).

2. Соблюдение поста. Ещё одним послаблением можно считать запрет держать уразу, поскольку мусульманка в период хайда пребывает в состоянии ритуального осквернения. Но, в отличие от намаза, пропущенные дни поста всё же нужно будет восполнить до следующего месяца Рамазан.

Однажды Заключительный посланник Аллаха (с.г.в.) обратился к женщинам со словами: «Разве верующая не должна прекратить совершение молитвы и соблюдение поста во время месячных?» На что они ответили ему: «Да». После чего он им сказал: «Это и есть несовершенство (женщин) в делах религии» (Бухари, Муслим).

3. Посещение мечетей. При наступлении менструации мусульманкам нежелательно посещать мечети. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Пусть девушки, и находящиеся за занавесками (в данном случае подразумеваются девушки на выданье – прим. Islam.Global), и те, у которых меcячные, участвуют в хороших деяниях и совершениях дуа Господу миров. Но тем, у кого хайд, желательно не посещать мечети» (Бухари).

Однако такого мнения придерживаются не все богословы. В среде мусульманских учёных имеется точка зрения, что, если у женщины есть острая необходимость посещать мечеть, то она может это делать. Например, если она работает в «Доме Аллаха». Но в этом случае ей следует максимально остерегаться осквернения места поклонения и использовать современные средства гигиены.

4. Обход вокруг Каабы. Однажды Посланник Всевышнего (с.г.в.) отправился вместе с Аишей (р.а.) в Мекку для совершения хаджа. Но в пути у неё началась менструация. Узнав об этом, Пророк (с.г.в.) обратился к ней: «Совершай всё, что положено паломнику, но не обходи Дом (т.е. Каабу – прим. ред.)» (Бухари, Муслим).

5. Прикосновение к Священному Корану и чтение сур. В данном случае подразумевается Книга Аллаха с оригинальным текстом на арабском языке. Чтение перевода на русском, турецком или других языках не возбраняется. Но в некоторых случаях читать Коран на арабском языке всё же дозволяется:

  • если аяты применяются в качестве дуа к Всевышнему;
  • для Его восхваления и поминания;
  • во время получения образования (если женщина учится читать суры в медресе или самостоятельно);
  • перед тем как приступить к какому-либо важном делу.

6. Интимная близость. Женщинам во время менструации категорически запрещается заниматься сексом со своими мужьями. В данном случае следует понимать, что речь идёт именно о половом акте. Как таковые прикосновения, например, объятия, дозволены, если они не ведут к сексуальной близости.

В одном из хадисов, передаваемом со слов Аиши (р.а.), говорится: «Когда у меня была менструация, он велел мне одеть изар (женская одежда, прикрывающая половые органы – прим. Islam.Global), а затем прикасался ко мне» (Бухари, Муслим).

При этом супругам в период, когда у жены хайд, разрешается спать рядом, на одной кровати. Пророк (с.г.в.) спросил у Аиши (р.а.): «У тебя месячные?» На что она ответила: «Да». И тогда Он позвал её и уложил рядом с собой» (Бухари, Муслим).

7. Развод. Во время менструации женщинам запрещено разводиться со своими мужьями. Если же муж всё-таки произнёс талак, то он считается действительным, но в данной ситуации он обязан вернуть жену.

У женщин бывает и такое, что менструальный цикл может прерываться на определённый срок, а затем вновь возобновляться. Как быть в данной ситуации?

Если у женщины имел место перерыв более чем на сутки и отсутствовали кровянистые выделения, то женщина считается очистившейся. Если же спустя указанный промежуток времени кровянистые выделения опять появились, то это считается менструацией.

Рассмотрим на конкретном примере. У женщины три дня были обычные кровянистые выделения. На четвёртый день они исчезли и отсутствовали ровно сутки. На пятый день вновь появились и длились ещё три дня.

В описанном случае четвёртый день считается чистым, то есть в этот день женщина может совершать намаз, читать Коран и так далее. Остальные дни – это менструация. Если же выделения на четвёртый день отсутствовали не сутки, а пару часов, то и этот день будет считаться периодом хайда.

Полным окончанием цикла менструации считается момент, когда у женщины полностью исчезают кровянистые выделения, а остаются лишь прозрачные.

После окончания менструации женщине обязательно нужно совершить полное омовение (гусль), чтобы очиститься от состояния ритуального осквернения. Только после этого, она может молиться, читать Коран и притрагиваться к Священной Книге. Без полного омовения ей разрешено лишь соблюдать пост, но и в этом случае лучше очиститься.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

источник

Уважаемые ученые, ассаляму-алейкум!

Я читал где-то, что запрещаются интимные отношения с женщиной во время менструации. Так ли это с точки зрения ислама?

Отвечают муфтии Мухаммад Салех Ал-Мунаджид и Ахмад Катти.

Дорогой читатель, мы ценим ваше стремление к знаниям и ваше желание следовать дозволенному и сторониться запретного. Мы искренне просим Аллаха благословить ваши устремления на этом благородном пути.

Во-первых, следует уяснить, что женщины не считаются нечистыми во время менструации или послеродового кровотечения. Они не должны находиться в отдельном помещении или есть из отдельной посуды, отдельно от мужа, что было принято у древних евреев. Они могут как обычно общаться и иметь интимные отношения за исключением половых сношений, о чем говорится ниже.

Относительно заданного вопроса о степени близости между мужем и женой во время менструации шейх Ахмад Катти, старший лектор и ученый в области исламских наук при Исламском университете в Торонто (Онтарио, Канада) пишет:

«В исламе не разрешается вступать в половую связь мужу с женой, если у нее начался период менструации. Аллах говорит в Коране, «Они спрашивают тебя о менструации и возможности половых сношений с жёнами в этот период. Скажи им, что это время недуга у жён. И не прикасайтесь к ним, пока у них не пройдёт кровотечение, и они не очистятся» (Аль-Бакара: 222). Этот запрет от Аллаха относится только к половым сношениям; это четко установлено в достоверной сунне, о чем сообщают надежные источники, начиная с Пророка (мир и благословение ему).

Пророка (мир и благословение ему) однажды спросил один из его сподвижников, что разрешается мужу из супружеских отношений во время ее периода. Его ответ был: «Делай все, за исключением полового сношения». Другими словами, парам разрешается дружеское общение, включая интимные отношения, если они не являются половым сношением. Айша, любимая жена Пророка, и мать правоверных, сказала: «Мы жили вместе с Пророком, когда у меня была менструация; Он только воздерживался от полового сношения».

Что касается вопроса о том, имеется ли ввиду область между пупком и коленями, шейх М.С, Ал-Мунаджид, выдающийся саудовский ученый, говорит:

«Правильным будет считать, что мужчина может иметь интим со своей женой, когда у нее менструация, любым способом за исключением сношения (исходя из вышеприведенной фетвы).

Многие ученые придерживались мнения, что мужчине запрещается иметь сексуальную связь со своей женой во время периода менструации в области между пупком и коленями, и они привели доказательства этого, однако такой подход имеет свои неточности. Имеется хадис о том, что мужу разрешается наслаждаться женой во время менструации, если это касается области выше пояса. Абу Дауд передал от Харама ибн Хакима, что его дядя по отцу спросил Посланника Аллаха (мир и благословение над ним): «Что мне можно делать с моей женой, когда у нее период менструации?» Он ответил: «Все, что выше пояса».

Согласно некоторым ученым, этот хадис считается слабым или ненадежным. Даже если этот хадис является надежным, он не содержит свидетельств, что нельзя иметь интимных отношений в области между пупком и коленями ввиду следующих причин:

1. Хадис подразумевает, что избегать эту зону является желательным, но не обязательным.

2. Его можно рассматривать как относящийся к человеку, который не в силах сдержаться, так как если ему будут позволены интимные отношения в области бедер, например, он может не удержаться от сношений в вагину, совершив таким образом запретное (харам) в силу недостатка религиозных убеждений, либо в силу слишком большого желания. Таким образом, хадисы, в которых говорится, что это можно, относятся только к тому, кто может контролировать себя, а хадисы, которые говорят, что это нельзя, относятся к тому, кто опасается, что он может впасть в запретное».

источник

Это должна знать каждая женщина! Всевышний Аллах не возложил на Своего раба более того, чем он сможет вынести. В этом смысле Ислам является религией облегчения. Таким периодом, т. е. в котором ограничиваются некоторые виды поклонения, для женщины является менструальный цикл.

В Коране сказано: «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Это боль и выделения»».

1. Совершать молитву. Несовершённые молитвы не требуют восполнения позже.

2. Соблюдать пост. Обязательные посты должны быть возмещены позже.

3. Совершать обхода вокруг Каабы во время хаджа. Другие обряды хаджа допустимы.

Передают, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Мы отправились в путь вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) и не говорили ни о чём, кроме паломничества. Когда мы достигли местечка Сариф, у меня началась менструация, и я заплакала.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), зашёл ко мне и спросил: «Отчего ты плачешь?»

Я ответила: «Лучше бы я не отправлялась в паломничество в этом году».

Он сказал: «Наверное, у тебя началось кровотечение».

Тогда он сказал: «Воистину, Аллах предписал это всем дочерям Адама, посему делай всё, что совершают паломники, но не совершай обхода вокруг Каабы до тех пор, пока не очистишься»» (хадис передали аль-Бухари и Муслим).

4. Вступать в половую связь.

6. Притрагиваться до Корана.

Каждая женщина должна знать график своего цикла и следить за ним. Продолжительность менструального периода может быть разной. Учёные считают, что нормальный период длится 6–7 дней, минимальный – один день и одну ночь (сутки), максимальный – 15 дней.

Любое кровотечение более этого срока рассматривается как ненормальное, имеющее неменструальный характер (истихада). На 16-й день, если не прекратились выделения, надо искупаться и начинать исполнение регулярных обязанностей. А если выделение крови длилось меньше чем сутки, женщина возмещает в качестве долга пропущенный пост и намаз, и ей не нужно совершать полное омовение, так как эти выделения не считаются менструацией, потому что не достигли минимума. Если после истечения 24 часов выделения прекратились, женщина делает полное омовение тела, совершает намаз, держит пост.

Для женщины, у которой болезненные выделения, такое же решение, как для тех, у кого недержание мочи. Женщина в этих случаях не оставляет намаз. Но для этого она прежде всего очищает место выделения крови. Затем ставит внутрь ватный тампон, после чего ставит чистую прокладку и надевает чистое бельё.

А в месяц Рамадан не разрешается ставить тампон, так как это нарушает пост.

После этой процедуры женщина быстро делает омовение и сразу приступает к намазу.

Откладывать совершение намаза можно только по следующим причинам:

Читайте также:  Когда начинаются месячные после рождения двойни

ожидание, пока начнётся коллективная молитва;

ответ муэдзину, то есть причины, касающиеся намаза.

Если до совершения намаза выявится кровь наружу после всех процедур – это не её вина и это не мешает намазу.

А если женщина забыла поставить тампоны или откладывала намаз по мирским причинам – надо обновлять омовение.

Таким образом, совершают один фарз-намаз и сколько хочешь – суннат-намазы.

Женщина, страдающая хроническим кровотечением, после каждого омовения имеет право совершить всего один обязательный намаз.

Передают, что Муаза спросила Аишу: «Почему женщина после менструации возмещает пропущенный пост и не возмещает пропущенные намазы?» Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «При жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение) мы тоже сталкивались с этим. Нам было велено возмещать пропущенный пост, но не было велено возмещать пропущенные намазы». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и др.

Саид Мансур передал слова Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Если женщина очистилась от менструации во время послеобеденного намаза, то она должна совершить обеденный и послеобеденный намазы. А если она очистилась во время ночного намаза, то должна совершить вечерний и ночной намазы».

Обратите внимание на этот график, в каких случаях какие намазы надо возмещать:

Случай 1. Менструация заканчивается во время утреннего намаза.

Становится обязательным совершение утреннего намаза.

Случай 2. Менструация заканчивается во время обеденного намаза.

Становится обязательным совершение обеденного намаза.

Случай 3. Менструация заканчивается во время послеобеденного намаза.

Становится обязательным совершение обеденного и послеобеденного намазов.

Случай 4. Менструация заканчивается во время вечернего намаза.

Становится обязательным совершение вечернего намаза.

Случай 5. Менструация заканчивается во время ночного намаза.

Становится обязательным совершение вечернего и ночного намазов.

Если выделения были беспрерывными в течение 5 суток, а потом прекратились, и женщина сделала полное омовение, а затем совершала намазы и соблюдала пост, но, например, через 4 дня выделения возобновились и не продолжались более 15 суток от начала появления первой крови, тогда она должна возмещать долг только за пост, и нет греха за половой акт, совершённый в те 4 дня, когда кровь прекратилась, так как она была уверена в том, что выделения прекратились.

1. Обращение к Аллаху с просьбами (дуа).

2. Частое произнесение зикра.

3. Нахождение в обществе благочестивых сестёр.

4. Чтение духовной литературы.

Разрешается читать аяты, содержащие слова мольбы, если женщина хочет обратиться к Аллаху с просьбой.

Жена Пророка Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «У какой бы женщины ни начался период ежемесячного осквернения, то оно дано как очищение от грехов». Если женщина в первый же день осквернения в любом состоянии, в котором она находится, скажет: «Альхамдулиллях!» и будет каяться перед Всевышним, произнося: «Астагфируллах!», то Аллах запишет её в список тех, кого освободили от огня Ада. Также Аллах запишет её в списки тех, кто пройдёт мост Сират и будет в безопасности от наказаний в Аду. Если женщина будет из числа поминающих Аллаха, благодарящих Его, кающейся перед Ним в дни ежемесячного осквернения, то за каждый день и за каждую ночь ей будет записываться вознаграждение 40 шахидов. Также можно сказать: «О Аллах, я оставляю поклонение, следуя Твоему велению».

Некоторые женщины не знают начало и конец своего цикла и пропускают намазы, не думая об этом. Таких женщин называют «мутахаййират» (рассеянная), и ей будет трудно в Судный день. Если идут мутные выделения до того, как наступила менструация, то это считается циклом, по-другому можно узнать о начале месячных, когда начинаются сильные боли или остро режет живот. А мутное выделение, если происходит какое-то время после менструации, то лучше подождать, так как Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала, обратившись к жёнам сподвижников: «Не спешите, пока не увидите белое выделение». Белое выделение происходит не у всех женщин, но в таком случае дождитесь, пока не убедитесь в том, что вы очистились от мутного выделения.

Если человек находится в таком состоянии, когда ему обязательно надо купаться, то ему нежелательно стричь ногти и волосы до купания, так как в хадисе сказано, что удалённые волосы и ногти в состоянии джунуба вернутся к нему в Судный день в осквернённом состоянии (Ианату Талибин).

В состоянии хайза (менструации) вирд делать можно, но нельзя читать суру «аль-Фатиха» и другие суры Корана. Рабиту (духовную связь) следует делать, представляя устаза чуть дальше от себя, чем в обычные дни. Всё остальное в вирдах тариката необходимо соблюдать как всегда. Так пишет досточтимый шейх шазилийского и накшбандийского тарикатов Саид-афанди в книге «Сокровищница благодатных знаний».

Некоторые говорят, что женщине-преподавателю Корана можно выполнять свою работу даже во время менструации. Нет, это не дозволено. Но ей можно обучать учеников алфавиту и чтению арабских слов, не относящихся к Корану. По словам имама Малика, это разрешено, но все три имама говорят, что это запретно.

После прекращения выделений надо совершать гусль (ритуальное купание), которое нельзя откладывать ни под каким предлогом: холод, гости, дети и т. п. Это заключается в полном омовении тела.

Порядок совершения гусля следующий. Прежде чем начать гусль, следует вслух или про себя выразить намерение (ният) совершить вуду. При этом говорят: «Я имею намерение – ният – совершить ритуальное фарз-омовение».

Вслед за этим со словами «Во имя Аллаха» – «Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим» приступают к действиям омовения:

1. Обмывают водой промежность.

2. Совершают малое омовение – вуду, не обмывая ноги.

3. Обливают водой голову и протирают её.

4. Поливают водой и протирают правую часть тела — руку, бока, ногу.

5. Поливают водой и протирают левую часть тела – руку, бока, ногу.

7. Обливают водой туловище целиком.

Благодаря гуслю человек становится чистым целиком, и до тех пор, пока чистота не нарушится, он может совершать обряды.

Если вода не заходит внутрь заплетённых кос, то их обязательно надо расплетать и мыть. Но в Шариате делается снисхождение, если вода не доходит внутрь завившихся самих по себе волос. Но если человек сам их накрутил, то снисхождение не делается («Фатхуль-муин»).

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

источник

Как и в большинстве других религий, в Исламе отношение к женщине, у которой идут месячные, весьма однозначное. В эти дни женщина считается нечистой.

Разумеется, никто не выгоняет в это время мусульманку из дома, как, например, это было в некоторых племенах на Руси, однако все же некоторых ограничений женщине приходится придерживаться.

Как мы знаем, месячные у здоровой женщины могут идти в двух случаях – во время менструального цикла и после рода. Соответствующие названия – хайд и нифас.

Считается, что хайд может длиться до 15 дней, а дальнейшие выделения считаются проявлением болезни.

В то же время нормальный срок нифаса – 40- 60 дней. Но сегодня, как знают многие рожавшие женщины, послеродовые выделения могут заканчиваться и гораздо раньше, так как практически во всех роддомах роженицам дают какие-то «волшебные» таблетки, ускоряющие процесс очищения и сокращения матки. На сколько это полезно, вопрос уже другой.

Во время месячных женщина имеет право вести привычный ей образ жизни, однако она не может совершать намаз, читать Коран, посещать мечеть.

Некоторые суфийские течения в исламе утверждают, что во время месячных женщина не должна готовить. Но этому нет подтверждения в сунне Пророка Мухаммада.

Что касается половой жизни, то интим с супругом во время месячных запрещен. Однако женщина вполне может удовлетворять его другими, приемлемыми в Исламе, способами.

Ложась в постель с мужем, женщина, у которой период хайда или нифаса, должна одевать изар – одежду, покрывающую нижнюю часть тела. Все это лишь для того, что-бы не нарушить запрета Всевышнего на проникновение во время месячных.

Разумеется, в современных семьях этому правилу следуют далеко не все. Но изар – это, по сути, обычная пижама. Так что в его ношении нет ничего страшного, зазорного или необычного.

В комментариях к одной из статей некая женщина посмеялась над моими словами о том, что после окончания месячных женщине необходимо принять полное омовение. Дескать: «Всего лишь раз в месяц? И это вы называете чистоплотностью?»

На самом деле, разумеется, не раз в день. Хоть по сто раз в день – никто не запрещает.

Но после окончания хайда и нифаса, в любом случае, женщине следует совершить полное омовение, и лишь после она может приступить к чтению пятикратной обязательной молитвы – намаза.

источник

Хайд — менструация[1], регулы[2]. Это естественное явление, которое происходит в здоровом половозрелом женском организме регулярно, ежемесячно. Оно не связано с каким-либо заболеванием, с беременностью или послеродовым периодом[3].

Истихада — кровотечение[4] у женщин, которое выходит за рамки обычных менструальных циклов, а также не имеет отношения к послеродовому периоду[5].

В обоих этих случаях у женщины нарушается состояние ритуальной чистоты, которое необходимо, например, для совершения очередной обязательной молитвы.

С практической точки зрения в мусульманском богословии обозначаются некоторые границы, отделяющие хайд от истихады.

1. Между двумя менструациями должно быть не менее пятнадцати дней чистого периода[6].

2. Для обычных регул был обозначен минимальный период: по мнению богословов-ханафитов — трое суток; по мнению богословов-шафиитов — одни сутки.

3. У хайда имеется максимальный срок — десять суток (по версии богословов-ханафитов) или пятнадцать суток (по мнению ученых-шафиитов).

То, что не укладывается в упомянутые рамки, является уже не хайдом, а истихадой. Например — кровотечение, которое длилось несколько часов, а потом полностью прекратилось, или внеочередное кровотечение, начавшееся менее чем через пятнадцать суток. Если кровянистые выделения продолжаются более десяти суток (более пятнадцати), то с начала одиннадцатых (шестнадцатых) суток — это так же истихада[7].

Замечу, что, оговаривая минимальные и максимальные сроки, ученые очерчивали приблизительные границы отличия хайда от истихады. Они являются именно приблизительными, так как не имеют прямого и однозначного упоминания в Сунне Пророка. Выводились они в значительной степени на основе статистических данных[8].

Каждая религиозно практикующая женщина с учетом вышеизложенного и цикличности менструальных периодов самостоятельно определяет для себя рамки хайда и истихады.

Именно в период хайда женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем. То есть в менструальный период с женщины (девушки) полностью снимается обязанность выполнения ежедневных пятикратных молитв. Что касается обязательного поста в месяц Рамадан, то во время месячных (хайд) женщине (девушке) запрещается его соблюдать. В последующем она восполняет его один к одному.

В случаях истихады, с учетом упомянутых условий, аспекты выполнения религиозной практики женщиной подобны действиям оправдываемого человека (ма‘зур).

Если состояние ритуальной чистоты постоянно нарушается по причине тех или иных, не зависящих от человека выделений[9], которые в обычном состоянии являются причиной нарушения ритуальной чистоты, то данный человек становится «оправдываемым» (ма‘зур), то есть имеет определенные облегчения.

Из-за некоторых разногласий богословов в практическом применении данного положения считаю, что будет проще дать описание двух основных мнений раздельно.

Позиция ученых-ханафитов состоит в следующем.

Человек становится «оправдываемым» с того момента, когда причина постоянного нарушения омовения присутствует на всем протяжении времени одной обязательной молитвы[10], например с начала времени полуденной (Зухр) и до наступления времени послеполуденной (‘Аср). В последующем этот человек остается в положении «оправдываемого» до тех пор, пока в течение времени одной молитвы у него происходит данное выделение хотя бы единожды. Как только продолжительность отсутствия станет равной промежутку времени от начала одной обязательной молитвы до другой (в соответствии с местным расписанием)[11], этот человек становится обычным в совершении омовения и молитвы. Если выделения опять начнутся, то «оправдываемым» он станет только тогда, когда фактически, а лучше — предположительно (чтобы в ожидании окончания времени не пропустить молитву) у него будет это продолжаться на протяжении всего периода очередной обязательной молитвы.

В чем состоит каноническое послабление? В том, что этот человек может ограничиться одним омовением на все время очередной обязательной молитвы[12]. То есть ему не нужно совершать омовение для каждой обязательной или дополнительной молитвы[13], а также нет никакой необходимости обновлять омовение, когда произошло выделение прямо во время совершения намаза. Во временном отрезке одной обязательной молитвы он совершает одно[14] омовение и может молиться с ним до тех пор, пока временной промежуток молитвы не закончится[15]. Совершенное ма‘зуром омовение нарушается с завершением времени обязательной молитвы[16].

Богословы-шафииты считают по-другому.

Они акцентируют внимание на непрерывности совершения приготовлений к молитве и самой молитвы. Молитва-намаз должна совершаться сразу, непосредственно после омовения[17]. Допустимыми могут быть только те задержки, которые связаны с приготовлением к молитве или совершением ее. Например, если человеку необходимо одеться, прослушать читающийся азан и икамат, подождать человека, сообща с которым можно было бы совершить молитву, или дойти до мечети, в которой он собирается молиться, то это не аннулирует действительность совершенного омовения, даже если за этот период были выделения. Однако же если в промежутке между совершением омовения и началом молитвы мусульманин решил поесть, выпить воды или поразговаривать на отвлеченные темы, то подобными действиями омовение аннулируется.

Ма‘зур, считают ученые-шафииты, с одним омовением может совершить только одну обязательную молитву (фард) и неограниченное число дополнительных (нафиля). Погребальную молитву (джаназа) они относят к числу дополнительных[18].

Читайте также:  Вместо месячных коричневая мазня и болит бок

Если у человека постоянно нарушается полное омовение, то практические рекомендации идентичны.

Исламские ученые единодушны в том, что имеющий упомянутые послабления (ма‘зур) должен по возможности использовать все, что минимизировало бы данные выделения (прокладки, повязки и т. п.). Если совершение молитвы в сидячем положении способствует, к примеру, уменьшению кровотечения или выделений, то больной должен совершать молитвы сидя. Необходимость сохранения одежды в чистоте определяется возможностями оправдываемого (ма‘зура).

1. Если менструация длится только пять дней, то можно ли делать намаз на шестой день? Некоторые говорят, что можно только через семь дней.

2. Как совершить омовение после полового акта? Обязательно полное омовение или можно мокрой рукой протереть голову и искупаться? Р.

1. Как только менструальный цикл заканчивается, вы продолжаете совершать молитвы-намазы в обычном режиме. У каждой женщины своя продолжительность менструации.

2. Если есть трудности с мытьем волос, то женщина может ограничиться следующими действиями: (1) омыть все тело один раз, касательно волос — достаточно полить воды на голову до проникновения ее к корням, а затем провести между волосами мокрой рукой, (2) прополоскать рот, (3) промыть нос[19].

Можно ли молиться при кровяных выделениях? У меня неделями кровяные выделения. Джамиля.

Если неделями, то это истихада, стоит обратиться к врачу-гинекологу, а молитву-намаз совершайте как ма‘зур (оправдываемый), когда выделения выходят за границы обычных для вас месячных.

Можно ли находиться в мечети во время менструации? Дания.

Можно ли читать Коран во время месячных? Например, на уроке чтения Корана или при ежедневном заучивании нескольких аятов?

1. При использовании женщинами современных средств гигиены им разрешается посещать мечети в критические дни, если на то есть необходимость.

2. Женщинам во время менструации или в послеродовом периоде запрещается то, что запрещено не совершившим малого омовения, а именно: совершение молитвы (намаз), обхождение Каабы (таваф), прикосновение к Священному Корану (на арабском языке).

Однако чтение отдельных аятов Священного Корана не возбраняется в следующих случаях: когда аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Господа (зикр), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения. По этому поводу есть заключения современных богословских комиссий[20].

Правда ли, что во время критических дней нельзя мыться? Я часто это слышу и не знаю, так ли это.

Канонических запретов по этому поводу нет. С медицинской точки зрения во время месячных нельзя мыться в стоячей воде, так как есть вероятность попадания в организм опасных микробов. Но принятие душа во время менструации, наоборот, приветствуется, так как первостепенным является поддержание чистоты тела и использование благовоний, эфирных масел и ароматизирующих веществ. Как указывается в хадисах, чистота — это половина веры[21], то есть вера человека проявляется в том числе через его чистоплотность.

Можно ли во время критических дней стричь ногти? Слышала, что это нежелательно. А если пострижешь, то нужно сохранить их и помыть остриженные ногти во время полного омовения. Правильно ли это? Асем.

Это из категории канонических домыслов, которые не имеют соответствующего богословского обоснования и усложняют людям жизнь.

Для меня это очень важно, потому что касается моих отношений с супругом. Суть вот в чем: может ли жена прикасаться к своему супругу во время менструации (просто прикасаться, поцеловать его, обнять и т. п., конечно, я не говорю о близости), не испорчу ли я ему своим прикосновением омовение (вуду’)?

Нет никакой связи между наличием или отсутствием у супруги менструации и нарушением у мужа состояния ритуальной чистоты.

Вопрос этот может рассматриваться лишь относительно вообще прикосновения женщины к мужчине — нарушает ли это прикосновение состояние ритуальной чистоты или нет. Из-за отсутствия однозначного ответа на данный вопрос в Сунне Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), мнения ученых прямо противоположны: богословы-шафииты считают, что нарушается (вуду’), богословы-ханафиты — не нарушается.

Одна женщина заставляет свою невестку надевать резиновые перчатки во время приготовления пищи, когда у нее проходит менструация. Как быть?

Считается ли харамом (запретным) пища, приготовленная женщиной во время менструации? Мадина.

Категорически нет, не считается! Непонятно, откуда появилась эта традиция в некоторых мусульманских регионах. Никаких канонических аргументов в пользу этого нет. Наоборот, имеются хадисы, явно показывающие, что женщина во время месячных никак не становится «грязной» и «нечистой».

Например, в своде хадисов имама аль-Бухари приводятся слова ‘Аиши, супруги пророка Мухаммада: «Я причесывала посланника Божьего в период месячных»[22]. Там же приводятся слова сподвижника Пророка, ‘Урвы ибн Зубейра, у которого спросили: «Может ли женщина заниматься домашним хозяйством, ухаживать [готовить, стирать, убирать] за мужем в период месячных? Можно ли прикасаться к женщине, когда у нее месячные?» Он ответил: «Все это естественно! Ничего плохого в этом нет [то есть такова природа женского организма, а выдумывать ограничения для представительниц слабого пола из-за этого физиологического процесса — абсолютное невежество]. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша говорила мне, что [как и обычно] причесывала Пророка, когда у нее были критические дни»[23]. Важно подчеркнуть, что это происходило в те времена, когда не было сегодняшних средств гигиены и чистоты во всем их разнообразии форм.

Еще с давних пор мусульманские богословы на основе упомянутых хадисов однозначно говорили о том, что физическая чистота (ат-тахара) женщины никак не нарушается в период месячных[24]. Придерживаясь обычных норм гигиены, женщина в полной мере может заниматься домашними и иными делами.

Кровотечение влияет на наличие ритуальной чистоты, необходимой для совершения, например, очередной обязательной молитвы. Поэтому, а также ради облегчения, во время менструации женщины освобождены от выполнения молитв-намазов и соблюдения поста.

Предположения о причинах появления такого новшества, что женщине нельзя готовить в период месячных, имеются. Во-первых, возможно это следствие невежественного проявления набожности и излишней осторожности в соблюдении ритуальной чистоты. Во-вторых, что очень даже вероятно, — это может быть результатом влияния библейской ветхозаветной традиции. Ведь мусульмане жили бок о бок с христианами и иудеями на протяжении многих веков. В Библии сказано: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего. И всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; И все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто…» (Лев. 15:19–20. См. также Лев. 15:25–28).

Данное библейское положение не утвердилось в наследии последнего Божьего посланника и не возымело продолжения в мусульманской культуре или богословии.

Кстати, у арабов также местами встречается такой, ничем не обоснованный и усложняющий жизнь обычай. На что, например, арабский богослов Рамадан аль-Буты отвечает: «Эта домысел-ошибка (что женщина якобы нечиста во время месячных) никак не связана с религиозными канонами»[25].

Как определить конец хайда? В одних источниках пишут, что надо дождаться начала белых выделений, в других говорят, что завершение выделений означает конец хайда. Когда брать гусль (полное омовение), если у женщины прекратились выделения, а до достижения белизны проходит еще 3–4 дня (возможно, связано с болезнью, но все мы не абсолютно здоровы).

Полное омовение (гусль) необходимо совершить после того, как прекратятся кровянистые, окрашенные выделения и останутся только прозрачные, белые выделения в обычные для данной женщины сроки[26].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Менструация — ежемесячное маточное кровотечение у женщины детородного возраста или девушки, достигшей половой зрелости. См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 533.

Менструация наступает обычно через каждые 21–30 суток и продолжается 3–6 суток, в течение которых теряется от 50 до 150 мл крови. Менструация отсутствует во время беременности и кормления ребенка, а так же при различных заболеваниях. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.-Мн.: Аст-Харвест, 2002. С. 516.

[2] Регулы — то же, что и менструация. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 1111.

[3] Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 189.

[4] Обильные и длительные выделения (меноррагия — усиление и удлинение менструальных кровотечений — признак ряда заболеваний матки), а также маточное кровотечение, не связанное с менструальным циклом, являются симптомами ряда гинекологических заболеваний. См.: Энциклопедия народной медицины. Москва: Анс, 1996. Т. 3. С.71.

[5] Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 59.

[6] Максимальное число дней чистого периода не ограничено. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 29; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 227.

[7] Подробнее см.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 26–30; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 225–230; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 282–287.

[8] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 459–461.

[9]Например, недержание мочи, кровь из носа, кишечные газы или метеоризм (урчание в животе к этому не относится), продолжающиеся больше обычного менструальные циклы, постоянно кровоточащая рана и т. п.

[10]Промежутки между выделениями не должны быть больше того периода, за который можно спокойно совершить омовение и молитву-намаз.

[11]То есть, например, с начала времени полуденной и до начала времени послеполуденной молитв.

[12]Важно заметить, что омовение должно совершаться после наступления времени обязательной молитвы. Когда оно совершено до этого, то не является действительным для совершения с ним молитвы, время которой наступит через некоторое количество минут или часов, если до наступления времени и фактического совершения молитвы будут выделения. Если же их не будет, то — допускается. И как только нарушится омовение, совершенное до наступления времени очередной молитвы, необходимо будет обновить омовение для очередного временного промежутка.

Исключением, проговариваемым только учеными-ханафитами, является полуденная молитва (Зухр). Так как в промежутке между восходом солнца и наступлением полуденной молитвы нет каких-либо обязательных молитв, богословы-ханафиты допускают совершение омовения для нее до наступления ее фактического времени. И даже если омовение нарушится до совершения намаза, оно все равно сохраняет свою каноническую пригодность.

[13]С одним омовением он может совершать любое количество молитв-намазов, как обязательных, например долговых, так и дополнительных. Так считают богословы-ханафиты и богословы-ханбалиты.

[14]Конечно же, он может постоянно или периодически обновлять омовение. Этого никто ему не запретит. Мы сейчас говорим о допустимом каноническом минимуме в данной ситуации.

[15]Это омовение также является действительным для допустимости прикосновения к Священному Писанию или, например, совершения обхода вокруг Каабы во время паломничества.

[16]См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 442–444; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 60, 61; Ибн Хаммам. Фатх аль-кадир. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, [б. г.]. Т. 1. С. 179–186.

[17]Омовение совершается «оправдываемыми» людьми только после наступления времени молитвы. Исключение, которое оговаривают богословы-ханафиты относительно полуденной молитвы Зухр, богословы-шафииты не поддерживают.

[18]См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 447, 448.

[19] Полоскание рта и промывание носа у ханафитов является обязательным (фард), а у шафиитов — желательным (сунна).

Но в то же время шафииты говорят об обязательности (фард) намерения в мыслях, сердце в начале совершения полного омовения (гусль). Богословы-ханафиты относят намерение к категории желательного (сунна).

[20] См. также материал «Религиозная практика» данной книги.

[21] Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих».

[22] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 113, хадис № 295; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 2. С. 528, хадис № 295; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 3. С. 156.

[23] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 114, хадис № 296; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 2. С. 528, хадис № 296; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 157.

[24] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 2. С. 528–530; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 158.

[25] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 24, 25.

[26] Это соответствует мнению богословов ханафитсткого и шафиитского мазхабов. См., например: аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 115, 116.

источник